ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

О масонстве Уильяма Миллера

Злые языки много спекулируют масонством Уильяма Миллера. Ну а как же всё обстояло на самом деле?

Во-первых, масонство — это тайная организация, а потому узнать о ней истину можно только из архивов этой организации. Всё остальное вполне может оказаться не достоверным. И даже эта моя попытка максимально передать достоверную информацию, может быть всего лишь попыткой. Но я постарался сделать наилучшее, что смог. Вероятно кто-то сможет сделать это лучше меня.

Начну с того, что нам известно. Есть книга о Миллере, изданная на русском языке в издательстве «Источник жизни» авторства Пола Гордона. В этой книге, в частности, говорится:

«Миллер начал участвовать в общественной жизни с 1809 года — сначала как констебль, а затем как выборный шериф. Он также был удостоен высшей степени посвящения в масонском ордене. Материально дела его шли великолепно; у него были две лошади, одна из которых отдыхала на случай, если ему вдруг срочно понадобится куда-то отправиться. Вскоре он был назначен лейтенантом милиции штата Вермонт, последовав тем самым по стопам своего отца.«

Данная информация получена, в частности, из биографии Уильяма Миллера, опубликованной его издателем Сильвестром Блиссом. Книгу Сильвестра Блисса можно найти в электронном архиве на английском языке.

Однако насколько Блисс мог понимать то, что он пишет, становится явным из его слов:

«It was here that Mr. Miller became a member of the Masonic fraternity, in which his perseverance, if nothing else, was manifested; for he advanced to the highest degree which the lodges then in the country, or in that region, could confer.»
«Это здесь мистер Миллер стал членом масонского братства, в котором его настойчивость, если ничто другое, проявилась; потому что он продвинулся до наивысшей степени, которую ложи тогда в стране, или в том регионе, могли предоставить.» (стр 21-22)

Почему я могу уверенно говорить, что Блисс не понимал, что пишет? Потому что говоря о наивысшей степени, он даже и не знал, какого уровня ложа была, в которой участвовал Миллер. А она была совсем не уровня страны, и даже не уровня региона. Это была местечковая масонская ложа в небольшом городке Пултни, который даже не был районным центром (районы в Америке называются «County», а на русский переводятся как «графство»; городок Пултни входит в состав графства Рутланд в штате Вермонт). Выше этой местечковой ложи находилась ложа графства, затем Великая ложа штата, и только после этого Главная великая ложа страны. Как вы понимаете, есть огромная разница между тем, чтобы получить наивысшую должность в местной организации, или получить наивысшую должность в региональной организации, или в организации всего штата и тем более всей страны! Блисс написал так, что всем понятно: он в этом совершенно не разбирается и информацией об этом не владеет. Только некий слух, что он достиг какого-то там наивысшего уровня.

Немного больше об этом говорит английская версия Википедии:

«Miller was an active Freemason until 1831.[11][12][13] Miller resigned his Masonic membership in 1831, stating that he did so to «avoid fellowship with any practice that may be incompatible with the word of God among masons».[14] By 1833 he wrote in a letter to his friends to treat Freemasonry «as they would any other evil».[15]«

«Миллер был активным масоном до 1831 года. Миллер вышел из масонского членства в 1831 году, утверждая, что он сделал это для того, «чтобы избежать общения с любой практикой среди масонов, которая может быт не совместимой со словом Бога» (Письмо Уильяма Миллера от 10 сентября 1831 года). К 1833 году он писал в письме к своим друзьям призывая относиться к масонству «как к любому другому злу» (Письмо Уильяма Миллера от 10 апреля 1833 года).»

Эта информация вошла в Википедию из другой биографической книги Уильяма Миллера, которой нет в свободном доступе, но в Гугл.Книгах можно просмотреть ограниченные страницы из неё. God’s Strange Work: William Miller and the End of the World, by David L. Rowe

В этой книге на странице 27, на которую ссылается Википедия, мы находим следующую информацию:

«Будучи юношей, он посетил по крайней мере одну масонскую встречу, возможно ложи Аврора, организованной в Хэмптоне в январе 1793 года, но именно в Пултни Миллер стал членом, присоединившись к ложе Утренняя Звезда, и постепенно повысил свой уровень до Великого Магистра.»

При этом ссылки предоставлены исключительно на источники до 1800 года, то есть до того, как Миллер стал масоном. На основании этого я снова могу утверждать, что и этот автор не имеет достоверной информации. Почему? Потому что он приписывает Миллеру уровень ВЕЛИКОГО магистра (Grand Master). Но вот, что мы находим в масонских источниках:

Это страница сайта Великой Ложи Британской Колумбии и Юкона. Раздел — биографии известных масонов, страница биографии Уильяма Миллера. После краткой биографии Миллера, во втором абзаце и дальше мы читаем:

«Точную масонскую историю Миллера не возможно определить из имеющихся записей. Ложа Утренняя Звезда № 27 (позже № 37) перестала существовать в результате Инцидента Моргана — восстановилась только в 1856 году — и ранние записи ложи утеряны.

Он вступил в ложу где-то после 1803 года по приезду в Пултни, Вермонт. Записи Великой Ложи Вермонта показывают его участие на их ежегодных общениях в качестве «прокси» в 1809 году и в качестве «старшего вардена» в 1910 году. Хотя нет подтверждающих записей, но и нет причин не верить, что он служит в качестве «почетного магистра» в 1811 году. Миллер вышел из ложи в сентябре 1831 года. Он не занимал никакого поста в Великой Ложе.»

Итак, это уже свидетельства самих масонов на основании сохранившихся у них записей, а также… мы видим у них ссылку на книгу Дэвида Роува! Но самое главное, что важно отметить: Миллер не занимал никакого поста в Великой Ложе, а потому он никак не мог иметь звания «великого магистра», потому что приставка «великий» к званию масона дается только тогда, когда он занимает это место в Великой Ложе. Записи Великой Ложи сохранены, а потому мы можем точно знать, что «великим» он не был, на основании свидетельства этого официального вебсайта Великой Ложи. Следовательно, Дэвид Роув, современный биограф Уильяма Миллера, также не обладал правдивой информацией о масонстве Миллера, а пользовался только слухами в том виде, в каком он мог их понять от Сильвестра Блисса.

Но давайте рассмотрим ещё один масонский источник. Это сайт масонской генеалогии. Страница Ложи Утренняя Звезда. И конкретно список всех магистров этой ложи по годам. Что мы здесь видим? В 1911 году совершенно другое имя магистра этой ложи. И все остальные годы заполнены. Что это означает?

Да, из сайта Великой Ложи мы узнали, что ранние записи этой ложи утеряны. Однако очевидно, что восстановить имена магистров по годам было не слишком сложно — это не то, чтобы восстанавливать имена всех членов ложи. В любом случае, мы видим, что имени Уильяма Миллера среди этих магистров нет. Ни в 1911 году, ни в каком другом году. Так был ли Уильям Миллер магистром? Откуда такая информация у Сильвестра Блисса? Явно, что именно от него тянется слух о том, что Уильям Миллер, якобы, получил высшее звание в своей ложе. Может такое и было. А может и нет. Может быть то самое звание «старшего вардена», зарегистрированное в документах Великой Ложи Вермонта на 1910 год, Сильвестр Блисс из-за слова «старший» (Senior) воспринял как наивысшее звание? Такое может случиться у тех, кто не разбираются в структуре той организации, которую упоминают. Это подобно тому, как некоторые переводчики, далекие от понимания адвентистской организационной структуры, переводят английское слово «Elder» (пастор) русским словом «старейшина», просто глядя на его словарное значение.

Проверить ссылки на письма Миллера о выходе из ложи и его рекомендации смотреть на масонство как на зло, у меня не получилось по той причине, что страница 94 книги Дэвида Роува не доступна при предварительном просмотре. А другого варианта просмотреть текст этой книги у меня пока нет, разве что покупать бумажную версию книги за относительно большие деньги. Однако у меня в этом сомнения пока нет.

Какой же вывод?

Уильям Миллер даже не был христианином перед тем, как начал изучать Библию. Он был просто деистом — человеком, считающим, что Бог только сотворил мир, но никак не вмешивался в его историю. Вот в таком качестве Уильям Миллер был масоном. Но позже, когда он исследовал Библию, он вышел из масонства. И тогда стал проповедовать. Первая публичная проповедь Миллера состоялась в первое воскресенье августа 1831 года, а масонскую ложу он покинул в сентябре 1831 года — спустя месяц после начала публичной проповеди. Вот и вся правда о Миллере. Ссылки, которые я привел выше, это подтверждают. Ну а злые языки — они могут наговорить что хотят и сколько хотят.

Василий Юнак



Печать статьи Печать статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.