ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Немного о тяжбе между братьями и сестрами в Церкви

Очень неприятно, когда происходят ссоры в семье. В церковной семье. Что делать в такой ситуации?

Предположим ситуацию, одну из многих и разнообразных. Ведь споров может быть множество причин и множество разновидностей. Все абсолютно рассмотреть не сможем. Потому предполагаю вот такую ситуацию:

Сестра Мария, член церкви, пригласила на строительство дома брата Ивана, который строил неровно и безответственно, но взял 80 тысяч рублей аванса. Работа Ивана не понравилась Марии, и она попросила Ивана прекратить работу и возвратить часть денег в сумме 50 тысяч рублей. Иван работу прекратил, но деньги не вернул. Можно ли подействовать на него через церковь?

Да, конечно. Но здесь хочу обратить внимание на некоторые моменты:

1. Соломон пишет: «Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его» (Притчи 18:17). Это означает, что не всегда я на самом деле прав, когда мне это кажется. Что может случиться, если кто либо третий и независимый начнет исследовать дело? Давайте посмотрим:

— Вначале будет поставлен вопрос: А точно ли брат Иван строил неровно и безответственно? Каждая работа имеет свои допуски. Есть такое высказывание: «Третий сорт — не брак». То есть, бывает работа высшего сорта, бывает первого, второго, а бывает и третьего сорта. Всё что ниже — это уже брак. Да, третий сорт не совсем приглядный, у него есть недостатки, но у него и цена ниже. Но может быть брат Иван строил вполне нормально, но требования у сестры Марии завышены? Это справедливые вопросы, которые надо решить. И вполне возможно, что независимая комиссия посмотрит на выполненную Иваном работу, и сразу признает, что она не качественная и не стоит оплаченных денег. Но может быть и то, что комиссия не увидит в выполненной работе основания для претензий. То есть, в первую очередь будет рассмотрен вопрос: Справедлива ли претензия? Есть ли неровная работа? Есть ли безответственная работа?

— Затем надо рассмотреть второй вопрос: Знала ли сестра Мария, к кому обращается? Да, есть люди большего профессионализма и меньшего профессионализма. И нам всегда хочется, чтобы нам строил высококлассный профессионал. Но профессионалы либо заняты, и к ним надо становиться в длинную очередь, либо профессионалы берут дорого за свою работу высшего сорта. Но ведь нам хочется всё и сразу и быстро и качественно и почти за даром. Потому комиссия может оценить профессионализм Ивана относительно цены, которую он берёт за свою работу. 

В народе говорят: Скупой платит дважды. Потому есть и другое высказывание: Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвое. Обычно покупатель или заказчик исследует рынок и сравнивает работы и цены. Сделала ли это сестра Мария? Видела ли она предыдущие работы брата Ивана? Почему она выбрала именно его для выполнения работы? Законна ли претензия сестры Марии к брату Ивану? Если Иван никогда до этого не строил ровно и ответственно, есть ли основание сейчас ожидать, что он выполнит работу высшего качества? Может быть Иван сделал наилучшее, на что он вообще способен? Может быть Мария имела завышенные ожидания? Может быть она хотела за низкую цену получить дорогую работу?

— Затем будет стоять следующий вопрос: А справедливы ли требования сестры Марии по возмещению ущерба? Если первые два вопроса будут рассмотрены в пользу сестры Марии, а не в пользу брата Ивана, то есть если независимая комиссия действительно обнаружит, что Иван сделал работу не качественно, и что Мария имела все основания ожидать от него более качественную работу, то дальше вопрос лежит в оценке ущерба. 

Библия устанавливает правило: Зуб за зуб. Не больше и не меньше. Если, скажем, у меня был автомобиль Жигули десятилетнего возраста, я доверил его соседу и сосед разбил его, то могу ли я требовать, что сейчас сосед предоставил мне новый Мерседес? То есть, требования компенсации не всегда могут быть справедливы. Я не могу знать, для чего Иван взял предоплату в восемьдесят тысяч рублей. Но вполне может быть, что эти восемьдесят тысяч он уже честно использовал в дело, но Мария хочет вытребовать названные пятьдесят тысяч в виде «моральной компенсации», которая может оказаться чрезмерной. 

Другими словами, не всегда первый в тяжбе прав. Не всегда подавший в суд оказывается выигравшим. Не все претензии бывают законными. Не всегда в наших неудачах можно обвинить другого. Иногда надо уметь признавать свои ошибки и самому нести ответственность за них.

2. Но предположим, что всё есть именно так, как представила сестра Мария. Предположим, что независимая комиссия пришла к тем же выводам, а может быть независимая комиссия даже сделает вывод, что Мария очень даже милостиво поступила с братом Иваном, и не требует от него и десятой доли того, что вправе была бы потребовать. Что дальше?

Естественно, Библия учит нас решать свои тяжбы внутри Церкви. Апостол Павел пишет: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?  Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]?» (1Кор 6:1-2)
Да, Церковь рассматривает тяжбы между своими членами. Для этого нужно подать заявление в совет общины и быть готовым позволить совету общины вникнуть во все тонкости дела, а затем принять решение совета общины точно так же, как если бы оно было решением государственного суда. Но при этом следует помнить: В отличие от государственного суда у Церкви гораздо меньше возможностей к принуждению виновного выполнить свой долг. То есть, если случится, что Церковь признает требования сестры Марии к брату Ивану справедливыми, но брат Иван не пожелает подчиниться решению и выполнить требования Церкви, то самое большее, что может произойти — Иван будет исключен из церковного членства. Ну, или, если Церковь вдруг увидит, что Иван прав, а это именно Мария возводит напраслину на Ивана, и Мария не пожелает согласиться с таким решением Церкви, то сестра Мария может быть исключена из церковного членства. Но суть в том, что исключение из церковного членства — это максимальное наказание, которое может совершить Церковь.

3. Если спор не может быть улажен в Церкви, то та сторона, которая признана Церковью виновной, но не желающей примириться, выполнив поставленные условия к примирению, должна быть исключена из Церковного членства. А что дальше? А дальше следует заповедь Христа: Если видишь согрешающего, пойди обличи между тобою и им одним; не послушает — возьми свидетеля; не послушает свидетеля — скажи церкви; не послушает церкви — да будет как язычник и мытарь. А что это значит? А это означает позволение обратиться к государственному суду. Потому что вторая сторона уже не будет являться членом Церкви к тому моменту. Но опять таки, помните, что государственный суд тоже будет проводить свои исследования дела. А там ещё есть адвокаты, которые подчас заинтересованы в том, чтобы оправдать своего клиента, а не защитить справедливость. И если, образно говоря, Иван пустит те пятьдесят тысяч на «правильного» адвоката, то может случиться, что хотя он и не прав, но в результате может взыскать с Марии ещё дополнительные сто тысяч. Потому Христос учит:

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;  истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.» (Мф 5:25-26)

Это слова обращены не только к виновнику, но и к истцу. Почему? Потому что если виновник окажется более успешным в суде, то он может затребовать непомерную «моральную компенсацию». И что тогда? Потому христианин имеет ещё одну заповедь:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» Мф. 5:36-48

«Зуб за зуб» — это справедливость. Но Христос учит милости. Да, сестра Мария может быть права в своем требовании справедливости, но может быть ей следует исполнить и эту заповедь о милости? Может быть ей просто стоит прекратить тяжбу, даже если при этом она теряет те пятьдесят тысяч. Господь силен благословить и дать несоизмеримо больше. А что тогда с братом Иваном делать? Господь отвечает: «Мне возмездие, я воздам. А вы не мстите за себя».

Благословений!

Василий Юнак



Печать статьи Печать статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.