ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Когда молиться нельзя

Да, именно так: Есть много ситуаций, когда нам нельзя молиться о конкретных людях и обстоятельствах, особенно об исцелении. Более того, такие молитвы могут оказаться греховными для нас.

Вступление

«Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя.» (Иер 7:16; ср 11:14)

 «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.» (1Ин 5:16)

Эти два текста явно содержат повеления НЕ молиться ходатайственной молитвой в определенных обстоятельствах. Верно ли мы понимаем их? Что это за обстоятельства? Когда наша ходатайственная молитва становится не только бесполезной, но даже и греховной? 2Петра 1:19-21 предлагает нам для правильного понимания Писания обращаться к вернейшему пророческому слову, данному нам. Потому я пересмотрел всё, что относится к молитве в тематическом индексе на труды Елены Уайт, и выбрал оттуда всё, что касается именно этого вопроса: когда мы не должны молиться за других. Тема молитвы очень обширна. По этой причине даже появилась отдельная компиляция в 320 страниц — «Молитва», которая, кстати, не присутствует в индексе, а потому цитаты из нее не вошли в это мое исследование. И я рекомендую вам обратиться к этой книге, в частности, к главам 22 «Молитва за больных», 23 «Молитва о прощении», 24 «Ходатайственная молитва». В индекс также не входят многие тома опубликованных рукописей и журнальных публикаций. Не просматривались также и письма и рукописи Елены Уайт, ставшие доступными в последние годы благодаря сети интернет. То есть, предложенные далее цитаты далеко не всеобъемлющие. Однако и их будет достаточно для того, чтобы понять основной принцип, когда молиться за других нельзя. В приводимых цитатах я выделил отдельные фразы для акцентирования внимания на них.

Часть 1. О чем мы НЕ говорим здесь

Эту часть тоже полезно прочитать, однако не это основная тема нашего исследования.

Есть несколько причин, когда Господь не принимает молитвы. Беззаконие, неверие, сомнение, просьба не на добро и не по воле Божьей – это не полный список (Пс 65:18; Мф 17:20; Иак 1:6-7; 4:3; 1Ин 5:14). Некоторые из этих причин упомянуты ниже. Но мы говорим не об этом. Нас интересуют не условия принятия или слышания Богом наших молитв, а конкретные ситуации, о которых молиться нельзя. Однако вначале мы уделим внимание нескольким причинам, по которым Господь отвергает молитвы.

Молитва беззаконника

Есть ситуации, когда Господь не слышит МОИ молитвы. Потому ли, что у меня есть нераскаянное беззаконие (Пс 65:18; Прит 28:9), или потому, что я прошу не по воле Божьей (Иак 4:3), или по моему неверию (Мф 17:19-20; Иак 1:6), или ещё по какой причине (Авв 1:2; Лк 18:7; 1Пет 3:7). Не об этом сейчас речь. Об условиях получения ответов на молитвы написано много. Равно как и много написано о необходимости молитвы. Но сейчас мы говорим конкретно о тех ситуациях, когда молиться нельзя! Мы будем говорить о том, когда наша молитва за других не будет соответствовать воле Божьей, а потому не должна произноситься.

Я много писала в отношении христиан, которые считают, что они, добиваясь справедливости, должны обращаться со своими делами в суд. Поступая таким образом, они грызут и поедают один другого в полном смысле слова, чтобы “истребить друг друга”. Такие христиане отвергают вдохновенный совет, данный Богом, и во свете вести, которую Он дает, они делают как раз то, что Он велел им не делать. Эти люди могут перестать молиться Богу, так как Он не слышит их молитв. Они оскорбляют Иегову, и Он оставит их, чтобы они сделались подданными сатаны, пока сами не поймут своего безумия и не взыщут Господа, исповедуя свои грехи… (Избранные вести, том 3, стр 302)

Здесь можно вспомнить слова Псалмопевца: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс 65:18). О том же пишет Соломон в Притчах 15:8 и 28:9. И если вдруг такое случается, то мне вначале нужно пойти и примириться с Богом, раскаявшись в своем беззаконии. Или с ближним, если именно проблемы между мною и им мешают Богу услышать мою молитву – Мф 5:23-24. Подобные ситуации требуют от меня прекратить молитву о тех нуждах, о которых я собрался молиться, и вначале привести в порядок свою жизнь, свои отношения с Богом и ближними.

Но мы говорим сейчас не об этом. Моё состояние может быть вполне правильным, однако Господь может не только не услышать мою молитву, но даже и рассматривать её как греховную, когда я возношу её о другом человеке, о котором мне не должно молиться.

Крайности в молитве

Как и во всякой другой сфере, в молитве тоже могут быть крайности и проявление фанатизма. Это так же серьезный вопрос, который следует рассматривать внимательно. И он отчасти связан с темой, которую мы исследуем. В случае обнаружения у себя подобных отклонений, также следует прекратить молитвы за других, и исправить свои взаимоотношения с Богом.

В самом деле, встречаются люди с неуравновешенным умом, они воображают себя очень набожными, накладывают на себя утомительные посты и молитвы, нанося вред своему здоровью. Эти души обманывают себя. Такого Бог от них не требует. У них фарисейская праведность, проистекающая не от Христа, а от них самих. Они хотят заслужить спасение своими добрыми делами и пытаются купить себе вечность добродетельными поступками, вместо того чтобы полагаться исключительно на заслуги распятого и воскресшего Спасителя, как это следует делать любому грешнику. Христос и истинное благочестие и сегодня, и всегда будут здравием для тела и крепостью для души. (Свидетельства для церкви, том 3, стр 172-173)

Нам необходимо убедиться в том, что наши молитвы о других проистекают именно из любви к ним и заботы об их спасении, а не из каких-либо иных побуждений. Конечно же, сложно ожидать, что человек с неуравновешенным умом, воображающий себя набожным, вдруг очнется от своего фанатизма и признает себя таковым. Тем не менее, Дух Святой действует в моменты просветления души. И может быть кто-либо, нуждающийся именно в этом, вдруг прочитает эти слова и услышит истинный голос Святого Духа.

Молитва и бездействие

Вера без дел мертва. И молитва тоже. Иногда нам следует прекратить молитву только для того, чтобы встать и взяться за дело, о котором мы молимся. Бог не будет делать за нас наше дело, и Он будет молчать до тех пор, пока мы не выполним свою часть.

Бог не требует, чтобы мы стали монахами или отшельниками, чтобы мы удалились от людей с целью посвятить себя служению Ему. Нам следует жить так, как жил Христос: быть в труде и в молитве. Человек, который ничего не делает, а только молится, вскоре перестанет молиться, или же его молитвы будут совершаться только по привычке. Когда люди уклоняются от общественной жизни, от своих христианских обязанностей и от несения креста, когда они перестают прилежно трудиться для Господа, Который неустанно трудился для них, им не о чем больше молиться: у них пропадает всякое стремление к посвящению и благочестию. Их молитвы сосредоточиваются на себе. Они не в состоянии молиться о нуждах человечества, о созидании Царства Христова, о даровании им самим силы для служения. (Путь ко Христу, стр 101)

Это касается также и молитвы о других людях, в том числе и о больных:

Я была свидетелем стольких крайностей в наших молитвах за больных, что чувствую: наш опыт в этом отношении требует очень здравого, освященного мышления, чтобы мы не делали шагов, которые едва ли можно назвать верой, — фактически это не что иное, как самонадеянность. Люди, измученные страданием, нуждаются в мудром совете, чтобы поступать в каждом отдельном случае разумно, и, хотя они предстают перед Богом, как люди, за исцеление которых молятся, им не следует думать, что можно пренебрегать средствами восстановления здоровья, которые соответствуют законам природы. (Молитва, стр 235)

Молитва не заменит нашего труда. Молитва об исцелении не исключает применения лекарственных средств и лечебных процедур. Потому иногда стоит прекратить молитву, встать с колен и выполнить необходимые больному процедуры.

Многословие и формальность в молитве

А это будет оооооочень длинная часть, потому что она говорит об оооооочень длинных молитвах. Если вам надоест читать об этом так много, тогда подумайте, что и Богу и ангелам, и даже людям надоедает слышать ваши длинные и утомительные молитвы. Пора прекратить молиться. По крайней мере, прекратить молиться долго.

Мы же слишком часто оскорбляем Господа; своими слишком пространными молитвами, которые, в сущности, не есть молитвы, утомляем ангелов и вызываем неудовольствие Божье; возносим слишком много пустых, бессмысленных просьб. Сначала нам нужно осознать нужду, а затем уже просить Бога о помощи, веруя, что Он дает нам просимое уже во время молитвы. Тогда наша вера возрастет, все получат назидание, немощные укрепятся, а разочарованные и павшие духом воспрянут и уверуют, что Бог воздает всем, кто ревностно ищет Его. (Ранние произведения, стр 115)

Если перевести этот текст буквальнее, то Елена Уайт говорит, что мы часто насмехаемся над Богом своими многими молитвами. Кто-то молится слишком долго, а кто-то молится слишком часто. В любом случае – это утомительно и для ангелов, и для людей.

В общественном служении молитву следует произносить так, чтобы все могли получить назидание. Те, кто участвует в этом служении, должны следовать примеру, данному в прекрасной молитве Господа, когда Он молился о мире. Эта молитва проста, понятна, всеобъемлюща и вместе с тем не утомительна и не бездушна, какими зачастую бывают общественные молитвы. Было бы лучше, если бы такие бездушные молитвы вообще не произносились, потому что это простое исполнение формы, которое не имеет жизненной силы и не способно благословлять или назидать. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр 243)

О длинных и пустых молитвах сказано очень много, в том числе, что было бы лучше вообще не произносить их. Также Бог не требует изнурительных молитв с постом и лишением себя отдыха.

Действительно, часто можно встретить неуравновешенных людей, налагающих на себя посты, о которых в Писании ничего не сказано, они много раз произносят одну и ту же молитву и лишают себя покоя и сна, чего Бог никогда не повелевал. Такое добровольное подвижничество не приносит пользы и благословений. У этих людей фарисейская религия, которую они сами изобрели и которая не имеет никакого отношения ко Христу. Они уповают на свои подвиги в деле личного спасения, тщетно надеясь заслужить вечность своими похвальными делами, вместо того чтобы полагаться на заслуги распятого, воскресшего и вознесшегося Спасителя, как и следует делать каждому грешнику. Люди подобного склада почти наверняка заболеют. Только Христос и истинное благочестие — вот здравие для тела и крепость для души. (Свидетельства для церкви, том 1, стр 556)

А еще есть традиционные и формальные молитвы, произносимые стандартными словами.

Утренняя и вечерняя молитвы, совершаемые по заведенному обычаю, не всегда бывают горячими и действенными. Вялое, монотонное, бездушное повторение слов не достигает слуха Господа. Бог не нуждается и не требует от вас формальных комплиментов; но Он уважит сокрушение сердца, исповедание греха, смирение души. Он не отвергнет вопль смиренного, сокрушенного сердца… (В небесных обителях, стр 87)

Но всё это говорит о том, как не стоит молиться. Однако нас больше интересует, о чем и о ком не стоит молиться.

Часть 2. Вот ТО, о чем мы говорим

Молиться за других, кажется, наша священная обязанность. И подчас мы чувствуем себя виновными, если вдруг по той или иной причине мы не смогли присоединиться к молитве, или более того – не пожелали. Однако не все так однозначно.

Молиться о других – только с рассмотрением

Никакое дело нельзя делать второпях, бездумно. И молитва за других также не должна совершаться необдуманно, без исследования. Непременное условие для совершения молитвы о больном – исследовать духовные и физические обстоятельства его жизни, и прежде совершения молитвы привести его к покаянию и исправлению того, что в его жизни не верно. Только после этого можно приносить человека в молитве Богу.

В Слове Божьем мы имеем наставление относительно особой молитвы за исцеление больных. Но произнесение такой молитвы — серьезнейший акт, и его не следует совершать без тщательного размышления. Во многих случаях в молитве, произнесенной для исцеления больного, за веру принимают то, что является не чем иным, как самонадеянностью. [304] Многие люди навлекают на себя болезни, потворствуя своим прихотям. Одни не жили в согласии с законами природы или принципами чистоты. Другие не считались с законами здоровья в вопросах питания, выбора напитков, одежды и чрезмерных физических нагрузок. Часто какая-либо форма порока ослабляет ум или тело. Обрети эти люди благословение здоровья, многие из них вернулись бы к прежнему образу жизни, бездумно преступая Божьи законы, физические и духовные, полагая, что если Бог исцелил их в ответ на молитву, то они вольны продолжать пагубный образ жизни и потворствовать своему извращенному аппетиту безо всяких ограничений. Если бы Бог сотворил чудо, восстановив здоровье этих людей, Он бы тем самым поощрил грех.

Напрасный труд учить людей взирать на Бога как на Целителя их немощей, если одновременно не убеждать их оставить нездоровый образ жизни. Чтобы получить Его благословение в ответ на молитву, им необходимо прекратить творить зло и научиться делать добро. Их среда обитания должна соответствовать санитарным нормам, им следует исправить свои привычки. Они должны жить в гармонии с законами Божьими: и физическими, и духовными.

Тем больным, которые желают, чтобы молились о восстановлении их здоровья, следует разъяснить, что нарушение Закона Божьего, как физического, так и духовного, является грехом и, чтобы получить Божье благословение, грех следует исповедать и оставить.
(Служение исцеления, cтр 227-228); (Советы для церкви, стр 303-304)

Перед КАЖДОЙ молитвой о больных НЕОБХОДИМО проделать предварительную работу вместе с этими больными.

Многие ожидают, что Бог избавит их от болезни просто потому, что они попросят Его сделать это. Однако Бог не отвечал на их молитвы, потому что вера несовершенна без дел. Бог не будет совершать чудеса исцеления от болезни для тех, которые сами не заботятся о себе, но продолжают нарушать законы здоровья и не прилагают усилий, чтобы избежать заболевания. Если мы со своей стороны делаем все для того, чтобы заболеть, то как мы можем ожидать благословенных результатов наших просьб, а также что мы сможем умолить Бога благословить наши попытки сохранить здоровье. [14] Он только тогда ответит на наши молитвы, когда имя Его может быть этим прославлено. Постарайтесь, чтобы все поняли, что им следует делать. Бог не будет проявлять Свою чудотворную силу, чтобы сохранить здоровье человека, который со своей стороны сделал все, чтобы получить болезнь, пренебрегая исполнением законов здоровья.

Люди, которые потворствуют своему аппетиту, а затем страдают от своего невоздержания и принимают лекарства, чтобы облегчить свои недомогания, могут быть уверенными в том, что Бог не станет вмешиваться, чтобы сохранить здоровье и жизнь тех, которые так безрассудно подвергают их опасности. Причина порождает следствие. Многие прибегают к рекомендации Слова Божьего как к последнему средству и просят старших братьев и служителей церкви помолиться о восстановлении их здоровья. Бог не находит нужным отвечать на молитвы в пользу таковых людей, потому что знает, что, если их здоровье будет восстановлено, они снова станут жертвовать им ради своих похотей и аппетита (Духовные дары, т. 4а, c. [144, 145]).
(Медицинское служение, стр 13-14)

Может ли быть сделано всё это заочно, через соцсети, когда бездумно тиражируются просьбы о молитвах за тех, о ком мы не имеем и малейшего представления, где они и каковы их обстоятельства жизни и взаимоотношения с Господом?

Молиться лишь за особые случаи

Не каждый случай должен быть представлен для публичных молитв о больных.

Но нам не следует призывать служителей церкви в случае любого легкого нездоровья, потому что это создаст трудности для служителей. Если все станут поступать подобным образом, то служители уже больше ничего не успеют сделать. Господь дает нам преимущество лично обращаться к Нему с ревностными молитвами и облегчать свою душу перед Ним, не скрывая ничего от Того, Кто приглашает нас: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. О, как мы должны быть благодарны за то, что Иисус желает и может взять на Себя наши немощи и укрепить нас и исцелить наши болезни, если это послужит к нашему благу и для славы Его. … (Письмо 35, 1890 г.) (Медицинское служение, стр 16-17)

Не тратим ли мы бездумно драгоценное время наше и других, когда хватаемся за любую просьбу о молитве, даже за самую ничтожную? Не будем ли мы в ответе перед Богом за напрасно потраченное время? Время, потраченное в ненужной молитве – тоже напрасно потрачено, даже если мы оправдываем его тем, что это была молитва. Помните, что за лишние слова в молитве Христос обещал «тем большее осуждение» (Мф 6:7; Лк 20:47)

Проблемы в церкви

Молитва о здоровье тех, кто имеет проблемы с ближними и тем более с собратьями в церкви, должна совершаться только после исправления этих обстоятельств.

Молиться за больных — это самая торжественная вещь, и мы не должны заниматься этой работой каким-либо небрежным и поспешным образом. Следует изучить вопрос о том, предавались ли те, кто мог бы быть наделен здоровьем, злословию, отчуждению и разногласиям. Сеяли ли они раздор между братьями и сестрами в церкви? Если эти это было сделано, оно должно быть исповедано перед Богом и церковью. Когда ошибки исповеданы, их имена в молитве могут быть представлены перед Богом со всей серьезностью и верой, так как Дух Божий может воздействовать на вас. (Ежедневный бюллетень ГК, 26 февраля 1897 г., пар 4)
(Советы по здоровью, стр 374)

Вспоминаем повеление Христа примириться с ближним перед принесением дара Богу (Мф 5:23-24). Неужели перед просьбой исцеления не следует сделать того же? Знаем ли мы обстоятельства больного, о котором собрались молиться?

Грех привел многих из них туда, где они находятся — в состояние слабости ума и слабости тела. Должна ли молитва возноситься Богу неба о то, чтобы Его исцеление произошло для них тогда и там, без указания каких-либо условий? Я говорю: нет, решительно нет. Что же тогда делать? Представьте их дела Тому, Кто знает каждого человека по имени.
(Советы по здоровью, стр 373)

Если кто считает, что это не наше дело спрашивать больного о его грехах, то прочтите внимательно Иез 3:18-19. Господь поставил нас особо для предостережения беззаконников, и если мы этого не делаем, то вне зависимости от решения самого беззаконника, мы свою душу потеряем, то есть – мы погибнем! Это очень серьезное предостережение, чтобы с легкостью игнорировать его.

Пренебрежение здоровьем

Обычно просьбы о молитвах поступают от больных. Однако откликаясь на эти просьбы, мы подчас не задумываемся над тем, что их болезнь могла явиться результатом именно пренебрежения законами здоровья!

Некоторые имеют веру; некоторые исцелились; но еще много таких, которые сами делают себя больными вследствие невоздержанности в еде или потворству другим дурным привычкам. А когда они заболевают, должны ли мы молиться, чтобы они исцелились и вновь принялись за свои дурные привычки? В наших рядах требуется реформация. Люди должны достигнуть более высокого уровня, прежде чем можно было бы ожидать проявления видимым образом чудодейственной силы Божьей для исцеления больных…(Бюллетень Генеральной конференции, 3 апреля 1901 г.). (Медицинское служение, стр 15)

Кто должен и кто может указать этим бедным людям на истинную причину их болезни? Если мы начнем молиться о них, то кто ещё сможет сказать им о принципах здорового образа жизни? Это должно быть сделано прежде молитвы. А если это не возможно, и тем более, если они не пожелают принять эту весть, то молитва напрасна.

Среди адвентистов седьмого дня есть люди, которые не обращают внимания на данный им свет. Мясо они делают частью своего питания. Их постигают болезни. Испытывая страдания и недуги, которые являются результатом их неправильного образа жизни, они обращаются к служителям Божьим с просьбой молиться о них. Но каким же образом Бог может помочь им, если они не хотят исполнять Его волю, если они отказываются внять Его наставлениям относительно санитарной реформы?

Вот уже тридцать лет, как свет реформы освещает народ Божий, но многие сделали из него предмет шуток и насмешек. Они продолжают употреблять чай, кофе, специи и мясную пищу. Они поражены многими болезнями. Каким же образом, спрашиваю я, мы можем возносить молитвы Господу об исцелении таких людей? — Письмо 200, 1903
(Основы здорового питания, стр 400)

Елена Уайт задает конкретный вопрос: Можем ли мы вообще возносить молитвы за таких людей? Ответ очевиден: Нет, никак!

Исповедание грехов

Других Господь пытается привести к покаянию через разного рода трудности. Это могут быть проблемы со здоровьем, но это могут быть и другие проблемы – потеря работы, судебные преследования, нападки недругов, потери и стихийные бедствия… И даже если в это время Господь посылает нас к этим людям, то вовсе не за тем, чтобы мы тут же склонялись на колени, и просили Господа избавить страждущих.

Писание повелевает нам: “Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться” (Иакова 5:16). Тому, кто просит помолиться о нем, вы должны сказать примерно следующее: “Мы не можем читать сердце или ведать тайны твоей жизни. Они известны только тебе самому и Богу. Если ты раскаиваешься в своих грехах, твой долг — исповедать их”. Свои личные грехи надлежит исповедовать только перед Христом, единственным посредником между Богом и человеком, ибо “если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника” (1 Иоанна 2:1). Всякий грех есть оскорбление Бога, и его должно исповедать перед Ним через Христа. Каждый открытый грех надо признать так же открыто. Несправедливость, причиненная ближнему, должна быть исправлена по отношению к обиженному. Если кто-либо, желающий выздоровления, был повинен в наговоре, если он сеял разлад дома, с соседями или в церкви, возбуждал отчуждение, разногласия и распри, если своим неправильным поведением он вводил в грех окружающих, эти грехи необходимо исповедать перед Богом и перед теми, кому нанесена обида. “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Иоанна 1:9).

Когда все ошибки исправлены, мы можем спокойно, если Дух Божий будет побуждать нас к этому, с верой представить нужды больного Господу. Он знает каждого по имени и заботится о каждом человеке, как будто именно этот человек — единственный на всем свете, за кого был отдан возлюбленный Сын Божий. Поскольку любовь Божья так велика и неизменна, больных следует побуждать довериться Ему и ободриться. Постоянное беспокойство о себе [305] постепенно приводит к слабости и болезни. Если больные поднимутся над унынием и тоской, перспектива их выздоровления станет более реальной, потому что “око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его” (Псалтирь 32:18).
(Служение исцеления, cтр 228-229); (Советы для церкви, стр 304-305)

Господь ожидает, что мы скажем тем, кто просит наших ходатайственных молитв, о необходимости покаяния и принятия Господа в свою жизнь.

Ваши братья, по крайней мере многие из них, не знают того, что знаете вы и Господь… Мне дано указание не исповедовать грехи за тех, кто считает, что он верит в истину, но предоставить это право им самим
(Письмо 113, 1893). (Избранные вести, том 3, стр 75)

Однако многие сами прекрасно знают истину, и не нуждаются в напоминании. Они нуждаются только в возвращении к Господу, а не в наших молитвах.

Елена Уайт отказалась молиться о больном

Не бойтесь отказать человеку в молитве за него. Не бойтесь осуждения со стороны людей, которые в своем невежестве осудят Вас. Бойтесь нарушить волю Божью и огорчить Спасителя своим неповиновением Свидетельствам Святого Духа.

Я приняла решение ни за кого не молиться особой [350] молитвой, если только Дух Господень не велит мне это сделать. Мне было показано такое повсюду царящее беззаконие, даже среди соблюдающих субботу, что я не хотела участвовать в молитве за тех, о ком ничего не знала. Я объяснила причину своего отказа, но братья заверили меня, что, насколько им известно, это вполне достойный брат. Я обменялась несколькими словами с тем, кто так жаждал нашей молитвы, чтобы исцелиться, но не испытала явного побуждения возносить за него особую молитву. Он плакал и все твердил, что ждал нашего приезда и чувствовал уверенность, что если мы помолимся за него, здоровье вернется к нему. Мы ответили ему так: мы ничего не знаем о его жизни, и нам хотелось бы, чтобы за него помолились те, кто лучше знает его. Но этот человек так назойливо докучал нам, что мы решили поразмышлять над его делом и представить его перед Господом в тот же вечер; мы пообещали ему, что если ничто нам не помешает, мы удовлетворим его просьбу.

В тот вечер мы преклонили колени в молитве и изложили дело больного брата перед Господом. Мы умоляли, чтобы Бог открыл нам Свою волю о судьбе этого человека. Единственно, чего мы желали, так это прославить Бога. Желает ли Господь, чтобы мы помолились за этого страждущего? Мы доверили данное дело Господу и легли спать. Во сне мне была ясно показана вся жизнь этого человека, начиная с детских лет, и я поняла, что если бы мы стали молиться за него, Господь не услышал бы нас, ибо этот человек видел беззаконие в сердце своем. На следующее утро этот человек опять пришел просить нас, чтобы мы помолились за него. Мы отвели его в сторону, извинились и сказали, что вынуждены отказать ему в его просьбе. Я пересказала ему свой сон, и он признал, что все в нем — правда. (Свидетельства для церкви, том 2, стр 349-350)

Пример Вестницы Господней должен заставить нас более внимательно относиться к нашим ходатайственным молитвам. Мы не хотим оказаться соучастниками грехов тех, кто просит молитв, но не желает исполнить свою часть.

Практическое применение

Как применить на практике всё это? В первую очередь вся эта работа была сделана в ответ на ситуацию, постоянно возникающую в разных молитвенных и христианских группах в социальных сетях. Помимо обычных молитвенных просьб, в которых кто-то представляет нужду в молитве известной группе человека, регулярно появляются такие молитвенные просьбы, которые изначально не должны приниматься:

  • Фиктивные призывы к молитве о том, чего никогда не было, как например, о гонениях на христиан в Индии, в некой несуществующей провинции. Эта просьба, говорящая о том, что якобы произошло «вчера», гуляет по интернету уже более десятка лет. Можно лишь догадываться о цели создания такой нереальной просьбы о молитве, но она отнимает драгоценное молитвенное время.
  • С завидной регулярностью появляется «цепь из тысячи молящихся» о всех болеющих раком в мире. Опять-таки, это молитва без конкретной цели и смысла.
  • Сообщения о трагических ситуациях, без указания даты и места, которые, хотя изначально реально имевшие место, но уже давно не актуальные. Человек мог уже пару лет как выздороветь или умереть, а просьбы о молитвах всё ещё гуляют по интернету.
  • Молитвы о реальной насущной нужде, но о совершенно не знакомом человеке, с которым даже и нет прямой связи у молящихся. Иногда такие молитвенные просьбы возникают даже с искаженными данными, так что и нет возможности проверить, откуда эта молитвенная просьба.
  • Молитвенные просьбы о совершенно не верующем человеке, который может быть даже и просит, чтобы о нем не молились.

И что страшнее всего, когда пытаешься обратить внимание «молитвенников» на то, что эта молитвенная просьба фиктивная, или, когда просишь вначале выяснить, реальная ли ситуация, то на тебя смотрят как на атеиста или даже сатаниста, отвергающего молитву вообще. А попытка сказать молитвенникам о простой молитвенной дисциплине натыкается порой даже на исключение из группы.

Если мы желаем исполнить волю Божью в наших молитвах, то мы просто обязаны применять вышеизложенные принципы:

  • Никогда не молиться об исцелении человека, обстоятельств которого мы не знаем, и с которым нет прямой связи.
  • Никогда не молиться о той ситуации, где явно нет желания принять истину и изменить греховный образ жизни.
  • Никогда не молиться о том человеке, которому мы одновременно не имеем возможности засвидетельствовать об истине, будь то о духовном спасении, будь то о правильном образе жизни.
  • Никогда не молиться огульно и бесцельно о каких-то «глобальных» обстоятельствах, не имеющих ни даты, ни места, ни результата.
  • Никогда не молиться о ком-либо, прежде не выяснив реальность и насущность ситуации, не имея прямой связи с человеком для получения обратной связи.
  • Никогда не пересылать другим непроверенные молитвенные просьбы, особенно если в них имеется приписка с просьбой разослать всем. Молитва – это не та ситуация, где «чем больше, тем лучше». В молитве важно качество, а не количество!

Представьте себе, сколько времени может высвободиться для качественных молитв о реальных нуждах известных нам людей! И это время необходимо не только для того, чтобы часами стоять на коленях в молитвах о других, а для того, чтобы общаться с тем, о ком мы молимся, или с его родными, свидетельствуя им о Господе и Его принципах.

Будьте верны Божьим принципам молитвы!


Потому предлагаю рассмотреть и утвердить первое правило о молитвенных просьбах:

Просьбу о молитве публиковать исключительно в том случае, когда нуждающийся известен лично, с ним имеется прямая связь, и публикующий просьбу берет на себя обязанность информировать группу о результате молитв. При этом должно непременно следовать правилам молитвы из Свидетельств и Библии: Молитва может произноситься исключительно тогда, когда нуждающийся в молитве слышит благовестие и раскаивается в грехах. Когда нет благовестия и нет покаяния, молитва не должна произноситься за такую ситуацию. Тогда молитва – мерзость (Прит 15:8; 28:9), а молящийся – соучастник грехов того, о ком молится (1Тим 5:22; Откр 18:4).

Василий Юнак



Печать статьи Печать статьи

2 комментария

  1. Галина:

    Извините, еще раз читаю о «ненужных» молитвах. Несколько цитат: нельзя молиться: «о совершенно не верующем человеке, который может быть даже и просит чтобы о нем не молились». «Молитва может произноситься исключительно тогда, когда нуждающийся в молитве слышит благовестие и раскаивается в грехах». «Не бойся отказать человеку в молитве за него (или за его просьбу о молитве за другого человека). Не бойтесь осуждения со стороны людей, которые в своем невежестве осудят вас». Исходя из выше сказанного (хотя у меня лично свое мнение на это все) я должна многим людям в том числе и тебе Н., отказать в твоей просьбе молиться за твою маму. (Я лично ее очень люблю и уважаю). Из твоих слов Н., я поняла что мама ничего слышать не хочет о Боге и о молитвах. Вы что тоже за нее не молитесь? Извините за такой пример, я конечно молюсь. Но просили высказать мысли о книге. В чем я неправа?

    • Василий Юнак:

      Во-первых, все цитаты из Свидетельств Елены Уайт достаточно однозначны и понятны. Если мы постараемся не бросаться из крайности в крайность, а понять принципы, изложенные как в Библии, так и в Свидетельствах, то поймем, что именно надо делать в каждом конкретном случае.

      Попробую кратко снова передать основные принципы, акцентируя на главном:

      Христос в некоторых случаях проходил мимо больных потому, что они проявляли неверие. Неужели Христос не любил их? Он пришел умереть за каждого. Однако в стремлении спасти человека иногда бывает просто необходимо оставить его пострадать, иначе люди не научатся (Пс 118:71). Наши молитвы в подобных случаях могут стоять на пути у Господа, особенно если мы в этих молитвах, считая, что требуем богоугодного дела, не говорим: «Да будет воля Твоя».

      Елена Уайт утверждает, что молитва об исцелении, подобно как у Христа, должна совершаться лишь в том случае, если человек (1) сам расположен к молитве, и (2) не упорствует в известных ему грехах, в том числе в вопросе соблюдения принципов здоровья. Если мы не соблюдаем эти принципы, то мы сами становимся противниками Богу, не повинующимися Его воле.

      Какие случаи есть, когда мы можем и вправе молиться о других, даже если они не верующие или не просят о молитве?

      Мы всегда можем молиться о любом другом человеке, даже самом яром противнике истины, если просим о том, чтобы Святой Дух воздействовал на человека, призывая его к покаянию. Такую молитву Господь слышит всегда. Если не верующий человек болен, то мы можем молиться о нем, но не об исцелении, а о том, чтобы Господь призвал его к покаянию.

      Когда человек просит молиться о нем, но по тем или иным причинам мы не имеем возможности в данный момент благовествовать ему — тогда у нас есть возможность благовествовать ему после того, как Господь ответит на наши молитвы об этом человеке. И мы обязаны воспользоваться этим обстоятельством, иначе на нас будет вина, объявленная в Иез 3:18.

      Когда человек верующий, но не просит молиться о нем, а у нас есть побуждение молиться о его выздоровлении, то нам следует узнать его обстоятельства — почему этот человек не просит о молитвах? Может быть он осознает другой принцип, имеющийся в Свидетельствах Елены Уайт — не обременять других со своими легкими проблемами. Если это так, то мы можем включить такого в наши молитвы, если у нас есть для этого время и возможности. Но может быть этот верующий имеет другие проблемы, которые не известны нам — тогда наши молитвы о нем должны быть соответствующими — о его духовном состоянии.

      Есть ещё один принцип, упомянутый в Библии, когда требуются молитвы за неверующих, подчас не знающих и не желающих знать Бога — Иер 29:7 и 1Тим 2:1-4. Эти тексты говорят об общей молитве за благосостояние. Говоря о начальствующих — ставится другая цель от их решений зависит наше благополучие. Так что это молитва о Божьем влиянии на этих людей. И, наконец, стих 4 здесь говорит о самом главном — чтобы они «спаслись и достигли познания истины». Это именно то, о чем я говорил выше — об их покаянии и спасении.

      И ещё один важный принцип в молитве — последовательность. Мы очень часто молимся, не имея ни возможности, ни желания узнать о результатах наших молитв. Когда молитвенная просьба передается через пятые-сотые руки в интернете, где мы совершенно не знаем тех, о ком молимся, и не знаем о том, какой результат наших молитв, то как мы сможем благодарить Бога за ответы на молитвы? Потому настоящий молитвенник не станет тратить драгоценное время своей молитвы за те случаи, которых он не знает и о которых он не получит последующей информации о результатах. Настоящий молитвенник не станет молиться о тех, с которыми у него нет хотя бы посредственной связи для уточнения обстоятельств и для благовестия. Разве что это та молитва о благополучии города или о царях и начальствующих, которая соответствует воле Божьей о познании истины, покаянии и спасении тех, о которых молимся.

      Если только мы поймем эти несложные принципы молитвы, основанные на Писаниях Библии и Духа Пророчества, наше молитвенное служение будет более сильным и будет иметь достаточно возможностей охватывать других, на самом деле нуждающихся в молитвах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.