ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Игра в теннис и христианство

В истории большого тенниса некоторые усматривают связь с ритуальными обрядами жрецов древнего Египта. Можно ли в связи с этим христианину играть в теннис? Я получил письмо от одного из посетителей сайта, часть которого процитирую:
Если можно, помогите мне пожалуйста разобраться в следующей ситуации. Я недавно стал заниматься большим теннисом. На одном сайте я прочитал следующую информацию относительно истории происхождения тенниса: Если пролистать назад страницы истории тенниса, то можно обнаружить, что изображения первых игр с мячом и ракеткой есть на стенах храмов в древнем Египте и датируются 1500 г. до н.э.Как пишут исследователи, игра в мяч представляла собой часть религиозных обрядов древних Египтян.
Я попытался найти также другую информацию про историю тенниса и обнаружил, что единого мнения по вопросу происхождения данного вида спорта нет. Так, например на другом сайте можно прочитать Игры с маленьким мячом, который с помощью приспособлений типа ракетки игроки перебивали через сетку, были известны в Древней Греции и Древнем Риме. Правила новой, довольно близкой к современному теннису игры были сформулированы в 1874 г. англичанином Уолтером Уингфилдом. В связи с этим у меня следующие вопросы: можно христианину заниматься большим теннисом? Какой версии придерживаться если нет точных исторических данных?
Зная Ваше отношение к спорту, из ответов на сайте, хотел бы добавить, что у меня нет цели становиться профессиональным спортсменом. Мне нравится этот вид спорта и я хотел бы им продолжать заниматься для поддержания хорошей физической формы.
Ниже я привожу свой ответ, который, верю, будет полезен и другим.
Я понимаю, что в истории тенниса Вас смутило «религиозное» происхождение этой игры. Потому я уделю внимание именно этому моменту. Во-первых, я просмотрел некоторые текстовые и видео материалы, которые смог обнаружить в сети. В них действительно утверждается, что история игры с мячом тянется к шумерским и египетским жрецам, равно как и к средневековым монахам и священнослужителям. Однако утверждение о том, что игры с мячом у древних жрецов были именно религиозным ритуалом, не было подтверждено конкретными фактами, по которым можно было бы сделать свой вывод. Хотя это вполне могло быть, ведь в Индии различные физические упражнения действительно являлись неотъемлемой частью религии, например йога. И в различных языческих религиях определенные «спортивные» действия, а точнее, если можно так выразиться, «спорто-подобные» движения и упражнения непременно существовали как часть ритуала. Однако, стоит ли это считать причиной для того, чтобы сегодня с подозрением относиться к таким действиям и предметам?
Приведу примеры: можно найти множество заведомо точных и документально подтвержденных фактов, что в той или иной языческой религии ритуальным было зажигание огня, одевание или раздевание, закалание животных, употребление определенных видов пищи… неужели теперь всё это должно быть удалено из жизни христианина?
Обращаясь к родственным темам, я вспоминаю обсуждения курения, которое имеет религиозные корни, обсуждение танцев, которые практически все берут начало в языческих ритуалах, обсуждение других языческих символов и имен божеств. Да, говоря о танцах, я часто прибегал к аргументу, что они являлись частью религиозных обрядов, однако далеко не все танцы сегодня сохраняют в себе первоначальную подоплеку, и потому основная причина моего отвержения танцев для христианин является сексуальное распутство. Возможно я не имел бы ничего против тех танцев, которые исполняются исключительно супругами и исключительно по причине их радости, а не исполнения каких-либо ритуалов. Но когда в танцах объединяются в близком соприкосновении люди разных полов, не состоящие в браке — это уже распутство, ведущее к блуду и прелюбодеянию. И если бы курение табака не наносило вреда здоровью, то возможно никто и не говорил бы сегодня о его ритуальном происхождении. Если в какой-то древней религии в ритуальных целях изготавливались из теста и позже ритуально съедались жрецами фигурки животных или людей, то неужели сегодня христианин не должен покупать печенья и конфеты в форме животных? Я могу обсуждать пользу и вред от употребления сладостей, но никак не их форму, если только это не является продолжением или возрождением тех самых ритуалов. Я уже упоминал в своих ответах о том, что многие слова и имена имеют в себе языческие значения. Например, название месяца «январь» напрямую связано с именем бога Януса, а имя Дмитрий с древней богиней Деметрой, или название российского автомобиля Лада — это имя древнерусской богини любви. Что же, теперь христианину нельзя ездить на Ладе, нельзя именоваться Дмитрием и произносить название месяцев года?
Верно то, что Господь в Библии призывал к уничтожению всего, что так или иначе было связано с религиозными верованиями других народов. Однако при переносе этого требования на наше время следует учитывать многие изменившиеся обстоятельства и факторы. Например, имя человека: в библейские времена имя непременно отражало характер человека, так что при изменившихся обстоятельствах человек переименовывался или получал второе имя. Аврам-Авраам, Иаков-Израиль, Ноеминь-Мара, Симон-Петр, Савл-Павел — это лишь некоторые самые известные примеры. Но здесь же стоит привести примеры и ритуальных переименований — Даниил и его верные друзья, равно как и все остальные иудейские пленники, получили новые языческие имена в Вавилоне специально для того, чтобы отвратить их от своих прежних верований к новой для них религии. Этот же принцип впоследствии перекочевал и в некоторые христианские деноминации, в которых при крещении человек получал новое «христианское» имя, которое было христианским не по своему смысловому содержанию, а по тому, что такое имя носил кто-то из христианских мучеников или почитаемых святых. Но если в библейские времена во внимание принималось именно смысловое значение имени, то в наши дни имя выбирается либо в память о конкретном человеке с таким же именем, либо из чисто эстетических соображений — такое звучание просто нравится родителям.
Большое влияние на современный фанатизм в христианстве оказали публикации типа фильма «Дух времени», в которых авторы пытаются очернить всё, увязав различные вещи с чем-то языческим в прошлом. Это было сделано людьми, падкими на сенсации и стремящимися любой ценой взбудоражить общество. И дошло до такого абсурда, когда сугубо библейские и христианские образы стали увязывать с язычеством, например образ Пастыря или Агнца относили к языческим заимствованиям. И хотя подобные образы действительно существовали в некоторых языческих религиях, однако они не имели никакой взаимосвязи с библейским использованием. Если мы находим ритуальное использование хлеба во многих религиях, значит ли это, что теперь всякое употребление хлеба имеет религиозный подтекст? Могу ли я упрекнуть мусульманина в том, что он совершает христианские обряды на том лишь основании, что я застал его за трапезой, в которой он употребляет хлеб и виноградный сок, о которых в Библии сказано: «всякий раз, когда едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он придет»?
Я мог бы приводить еще множество примеров подобного. Но полагаю, что Вы поняли суть: наличие некоего подобия в какой-либо языческой религиозной практике еще не делает данный предмет или действие языческим и запретным для христианина. Оно становится запретным лишь в том случае, когда продолжает содержать в себе определенный духовный смысл. Так, например, рок-музыка по прежнему содержит в себе спиритические действия, направленные на разрушения моральных и духовных качеств человека посредством использования гипнотических ритмов и соответствующиего текста, а в восточных боевых искусствах должный результат достигается исключительно при помощи религиозных обрядов, потому эти вещи не допустимы для христианина. А вот спортивные игры вредны для христианина исключительно в тех случаях, когда они воспитывают дух соревнования, тщеславия, превосходства, когда вредят здоровью по причине чрезмерных нагрузок и опасности травматизма, когда воспитывают праздность и бессмысленность в использовании времени, сил и средств. Однако если спортивные игры и физические упражнения используются для поддержания здорового тонуса и для физической разминки при отсутствии объектов применения физического труда, а также для развивающего общения детей, или в качестве формы отдыха, то в этом нет ничего плохого, вне зависимости от того, были ли подобные действия когда-либо связаны с языческими религиозными ритуалами.
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4:8).
Благословений!
Василий Юнак


Печать статьи Печать статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *