ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Полосатые прутья Иакова и генетика

Насмешники используют историю из Бытия 30:37-41, чтобы продемонстрировать антинаучность и ошибочность Библии, представив ее книгой, полной суеверия и глупости.

Существует немало попыток объяснить эту историю с позиции практического опыта или даже генетики, например, прибегая к законам Менделя. И даже есть попытки объяснить, что ветви особых деревьев в воде испускают из под оголенной коры некие особые ферменты, которые действуют как афрозидиак, возбуждая животных к размножению. Однако это никак не объясняет влияние полосатых прутьев на рождение пестрых ягнят и черных козлят.

И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих. Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой]. И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня. Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову. И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим; и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов. И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову (Бытие 30:31-42).

Иаков начал с нуля — договорившись, что весь пестрый скот будет Иакову, Лаван уже имеющийся у него пестрый скот отдал своим сыновьям и отправил на огромное расстояние от Иакова. Таким образом Лаван полагал, что чистый породистый белый скот не сможет дать пятнистого приплода, и Иаков останется нисчем.

Генетические законы Менделя показывают, что в первом приплоде действительно не будет отличия от родителей, а вот во втором отличия уже могут проявляться в небольшом числе. Знал ли это Иаков? Известно ли это было Лавану, когда они составляли свой договор? Вероятно профессиональные скотоводы это знали, однако процент рождаемости такого смешанного скота был в любом случае не велик. На это и мог рассчитывать Лаван.

Но Иаков полагался не на законы генетики, и даже не на суеверные обычаи, существующие и сегодня, якобы рожденный будет похож на то, на что смотрит мать.

Положить полосатые прутья перед скотом (Быт 30:37-41) — это было повеление Бога Иакову, данное ему во сне (Быт 31:5-12).

…и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых. И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне. Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами. Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою (Быт 31:5-12).

Сами прутья не имели в себе ничего магического, и не влияли на скот. Но требовалось видимое послушание Иакова Богу для того, чтобы Бог стал благословлять Иакова и производить здоровый пестрый скот от белого. Подобный принцип выполнения «бессмысленного» с научной точки зрения действия в качестве послушания и веры Богу мы находим и в других местах Писания, как например, оздоровление воды куском дерева (Исх 15:23-25) или горстью соли из новой чаши (4Цар 2:19-22).

 

Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой (Исх 17:23-26).

и еще:

И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал (4Цар 2:19-22).

Принцип послушания-непослушания четко показан в изведении воды из скалы, где стук жезлом или сказанное слово никак не могли физически дать воду, но вопрос послушания и веры представлен очевидно (Исх 17:5-6 и Чис 20:7-12).

И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских (Исх 17:5-6).

и еще:

И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему (Чис 20:7-12).

Это только некоторые из библейских примеров, где происходит сверхъестественное в ответ на казалось бы бессмысленное действие. Очень многие чудеса Господа совершены подобным образом. Упомяну еще пару, уже без ссылок: умножение масла в кувшине или исцеление слепого брением, например.

Василий Юнак



Печать статьи Печать статьи

3 комментария

  1. «Но требовалось видимое послушание Иакова Богу для того, чтобы Бог стал благословлять Иакова и производить здоро..» — спасибо за мысль! я как раз сейчас пытаюсь продолжать слушаться Бога 🙂

  2. Здравствуйте Василий Дмитривич! У Нас с братом Ильей возник вопрос: где Вы видите,и из каких соображений вы зделали заключение, что Бог дает во сне повеление Иакову положить прутья с нарезкою перед скотом? Прямым текстом там не написано.
    И насколько правильный ход моих размышлений об этом?:
    «Я так понимаю, что Бог этим сном(Быт.31:12), в котором козлы пятнистые поднимаются на коз пятнистых, показывает Иакову — что все нормально — будет у тебя свой скот(Бог допускает деталь во сне — этот скот — пятнистый). На этом все — сон закончен. Теперь со стороны Иакова нужно, поверив этому Божьему обетованию — ЧТО-ТО предпринять. В знак веры: он придумывает: я возьму у Лавана белых — белые козлы у меня будут подниматься на белых коз, но они будут рожать пятнистых, а для того чтобы мне самому было легче поверить Богу — положу еще палочки. Послушался ли Иаков в этом случае Бога? — да, он 1)поверил Богу, что у него будет свой скот, поэтому и 2) что-то предпринял.»

    • Василий Юнак:

      В Библии многое следует читать между строк. Иначе и миллиона страниц не хватило бы, чтобы всё детально описать. На момент договора в стаде, подконтрольном Иакову, совсем не было ни одного пестрого животного. Они во сне были представлены как пестрые, потому что они, согласно законам Менделя, были носителями пестрых генов, и должны были дать пестрое потомство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *