ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

1 Петра 3:18-20 — как понять этот текст?

Сегодня мой друг попросил у меня помощи в истолковании этого сложного текста, потому что некоторые объясняют его так, будто Христос после смерти в день субботний проповедовал душам допотопных грешников. 

У меня было несколько ответов на этот текст в других местах, но сегодня я решил сделать очень дотошный новый комментарий, который и представляю здесь.


 

Анализ текста

Здесь надо разложить текст на ключевые фразы, чтобы понять смысл. Потому что это многосложное предложение, в котором Петр отвлекается от основной темы, чтобы пояснить второстепенную деталь.

Смотрим на текст. Начиная от 1Петра 3:13 и по 1Петра 4:7 речь идет о страданиях в праведной жизни от тех, кто не праведен.

До 1Петра 3:17 Петр призывает оставаться праведным в любой ситуации даже страдая… и при этом он приводит в пример Иисуса Христа страдавшего.

Этот пример Иисуса Христа идёт вставкой от 1Петра 3:18 до 1Петра 4:1 включительно. Потому вот этот отрывок нужно рассматривать целиком в качестве примера страдания Христа для наших страданий.

Но приводя в пример страдание Христа Петр мог бы просто написать:

3:18 «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши…
4:1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью;»

То есть, Петру можно было сказать только вот это и всё было бы понятно.

Но Петр, как истинный проповедник, в любом месте, где только может, старается больше сказать о Спасителе и о спасении. И потому он здесь делает вторую вставку. То есть, этот отрывок текста — как матрёшка: Начинает говорить тему 1, затем останавливается, переходит на тему 2 и начинает её раскрывать, останавливается и говорит о теме 3, затем вкрапляет тему 4, и после неё возвращается на тему 3 и заканчивает её, потом возвращается на тему 2 и заканчивает её, и наконец возвращается к теме 1 и продолжает её.

 

Четыре темы в тексте

Смотрим теперь реально:

тема 1 — страдания праведного от нечестивых;
тема 2 — Христос страдал спасая нас;
тема 3 — при своем страдании Христос воскрес тем же Духом, Которым Он когда-то что-то делал для непокорных во дни потопа;
тема 4 — потоп сравнивается с крещением.

после темы 4 Петр быстро возвращается назад к теме 3 — покорности ангелов! И затем к теме 2 — страдания Христа, и затем к теме 1 — праведности в страданиях людей.

Вот такая матрешка в тексте. Если посмотреть внимательно, то и тема 1 является некой вставкой в тему 0 — наставления в христоподобном характере — 3:7-11 говорит о разных качествах характера и потом 4:7-11 продолжает говорить о качествах характера.

И это мы еще не рассмотрели всего послания Петра. Там можно увидеть больше «матрёшек».

Теперь, когда мы поняли структуру текста, начнём разбирать каждую тему в отдельности, чтобы понять, где появляется сложность.

Итак, тема 0 — качества характера христианина. Тема 1 — страдания христианина. Тема 2 — пример страдания Христа. Тема 3 — что происходило во время страданий Христа. Вот здесь начинается сложность. Разберём эту тему внимательно.

3:18 «быв умерщвлен по плоти» — это ещё тема 2, то есть о страданиях Христа. К этой теме Петр возвращается в 4:1 — «Итак, как Христос пострадал за нас плотью…»

Сказав об умерщвлении Христа, Петр просто не мог удержаться, чтобы не сказать о Его воскресении. Петр не хотел «оставить» Христа в могиле — ему нужно было провозгласить Евангелие о том, что Христос не просто умер, страдая от нечестивых, но эта смерть Христа имела смысл. Это Петру нужно для того, чтобы страдающий христианин не думал, что его страдания бессмысленны.

И вот тема 3 начинается:

3:18 «но ожив духом» и продолжается до 3:21 «спасает воскресением Христа» — это уже из темы 4, но в связке с темой 3.

Петр мог бы просто сказать, что Христос умер и воскрес, но это могло быть довольно слабым утешением для страдающего христианина. Потому Пётр продолжает:

3:19 «ожив Духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…»

То есть, здесь Петр говорит о СМЫСЛЕ страданий Христа. Он объясняет, почему Христу нужно было именно пострадать.

И вот здесь следует отметить, что речь идёт о разных духах! 1 — Дух, Которым Христос воскрес, и 2 — духи, которым Христос проповедал.

Каким Духом воскрес Христос — думаю, что это понятно. Но для того, чтобы никто не подумал, что здесь имеется в виду некая субстанция внутри Иисуса Христа, типа «дух-душа-тело», которая отделилась от Христа и блуждала где-то, для уточнения обратимся к словам Петра в этом же послании немного раньше:

1Петра 1:21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши…

Здесь явно сказано, что воскресил Иисуса Христа Бог, а через Духа Святого совершается искупление.

Итак, тот Дух, Которым Иисус Христос ожил — это Дух Святой, Дух Божий, Сам Бог. И то, что в русском синодальном переводе это слово «дух» написано с маленькой буквы, говорит лишь о том, что это сложное место было не совсем понято переводчиками. Ведь в греческом тексте не было заглавных и строчных букв, а всё писалось одним размером, так что только контекст позволяет узнать, это Дух с большой буквы или дух с маленькой буквы.

Итак, Петр говорит, что Иисус Христос был воскрешён тем же самым Святым Духом, Которым Он «сошед, проповедовал находящимся в темнице духам».

Вот отсюда поподробнее…

 

Задаем вопросы к тексту

К этому тексту ставим ряд вопросов, на которые будем искать ответы У ПЕТРА и в остальном Писании. То есть, прежде чем что-либо утверждать, надо вначале узнать, задав вопросы и получив ответы.

Итак, вопросы:

1. кто эти духи?
2. в какой темнице?
3. за что они в темнице?
4. как долго они в темнице?
5. куда сошёл Христос?
6. как туда сошёл Христос?
7. каким образом Он проповедал?
8. что собой представляла проповедь?

Попытаемся найти ответы на поставленные вопросы.

Ответ на вопрос 1

1. Говоря о духе или духах, мы понимаем, что речь идет о том, что в еврейском тексте обозначено словом «руах» и в греческом тексте словом «пнеума». Оба эти слова в Библии имеют несколько близких, но разных значения.

Это подобно тому, как «косил косой косой косой» или «девушка с косой шла по косе и несла косу». В первой фразе слово «косой» повторяется трижды: первый раз в виде существительного в именительном падеже, обозначающего человека, имеющего косоглазие; второе слово «косой» является определением, обозначающим искривленность или скошенность некоторого предмета, причем это определение имеет женский род творительного падежа; и третье слово тоже является существительным женского рода в творительном падеже, к которому относится предыдущее определение, и которое обозначает сам инструмент — косу. Во второй фразе мы встречаем существительное «коса» трижды, но в трех разных смысловых значениях: первое — коса из волос на голове девушки; второе — узкая песчанная полоска земли, уходящая в залив; и третье — инструмент, которым косят траву.

Это примеры омонимов — слов с одинаковым звучанием, но с разным значением. Слово «дух» (руах, пнеума) тоже является омонимом, то есть имеет несколько разных значений.

В Библии слова «руах» и «пнеума» имеют следующие значения: ветер, дыхание, характер или настроение, призрак, бестелесое состояние, небесное существо (ангел), природа Бога. Все эти значения, за исключением ветра, являются и значениями русского слова «дух». Но при этом, например в Иоан 3:8 первое слово «дух» в синодальном переводе — это на самом деле именно «ветер», только переводчики решили сохранить стиль омонимов в сравнении с последним словом «Дух» в том же стихе.

При этом следует заметить, что единственный текст в Библии, перечисляющий дух, душу и тело (1Фес 5:23) многие толкуют как утверждающий три неких субстанции человека, которые якобы могут существовать в разрыве одна от другой. И здесь пытаются сказать, якобы дух — это одна субстанция в человеке, душа — это другая отдельная субстанция, и тело — третья отдельная субстанция. Вот только, при попытке увидеть в таком учении, что же собой представляет дух, а что душа — верящие в такие три субстанции начинают смешивать и путать дух и душу, делая из обоих одно и то же, так что человек как будто состоит только из двух субстанций — духо-души (или душе-духа) и тела. Но это уже полный абсурд — зачем разделять на три, если их лишь две части? Потому правильным ответом на толкование 1Фес 5:23 будет верным разобраться с текстами, которые также приводят дух, душу и тело в одном тексте, но при этом толкуют их. Например, 1Кор 2:14 или 1Кор 15:44-46, а также Иак 3:15 и Иуд 1:9 и Рим 8:4-9. То есть «духовный» — это размышляющий о Боге; «душевный» — это живущий эмоциями; и «плотской» — это полагающийся на чувства. Другими словами «дух, душа и тело» в 1Фес 5:23 — это «разум, эмоции и чувства».

Так какое же значение слова дух нам выбрать для ответа на первый вопрос? Давайте посмотрим на другой текст у Петра, который позволит нам получить ответ сразу на несколько наших вопросов:

2Петра 2:4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;

И параллельное этому место у другого апостола:

Иуды 1:6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Мы видим, что Петр упоминает об ангелах, которые являются духами по своей природе, которые оказались в темнице и в узах по причине того, что они согрешили и не сохранили своего достоинства. И это Петр в обоих местах упоминает вместе с упоминанием потопа.

Я не знаю других текстов из Писания, которые могли бы более конкретно ответить на этот вопрос о «духах в темнице» как «согрешивших ангелах в узах».

Ответ на вопрос 2

2. В какой темнице? в 2Пет 2:4 Петр говорит: «связав узами адского мрака«. Если мы остановимся только на этих словах, то нам сейчас надо будет разбирать учение Библии об аде. Это сама по себе большая и интересная тема, имеющая немало текстов, которые подчас толкуются превратно. Я не хотел бы идти этим путём и сейчас открывать новую тему. Хотя мне хочется привести здесь без комментариев пару текстов из Писания: Мал 4:1,3; Мф 25:41; 2Пет 2:6; Иуды 1:7; Откр 20:2-3; Откр 20:9-14.

Потому я хочу соединить эту фразу с последующей и переместить акцент вопроса:

«связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет 2:4).

Я не стану размышлять о том, что это за темница адского мрака, где она расположена и как там связаны ангелы сатаны. Я смещу акцент вопроса на вторую часть — где и для чего сберегаются ангелы сатаны? Они находятся на земле, потому что в небо у них уже нет доступа:

9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. (Откр 12:9,12).

То есть, мне не важно, где и как физически скованы сатана и его ангелы на нашей земле — в воздухе ли (Еф 2:2) или в бездне (Откр 9:11). Мне важно, что здесь они содержатся на суд последнего дня! То есть, темницей в данном случае является наша земля, на которую и сошел Христос умереть.

Ответ на вопрос 3

3. За что эти ангелы в темнице — мы уже узнали: за непокорность и грех.

Ответ на вопрос 4

4. Как давно они здесь? явно, что сатана согрешил и увлек за собой третью часть ангелов небесных еще до того, как он обольстил Еву (Откр 12:7,9). Петр упоминает, что уже во дни потопа они ожидали наказания. Люди допотопного мира были наказаны в потопе, а вот ангелы пока еще нет! Их наказание будет в конце тысячелетия, описанного в Откр 20 главе.

Ответ на вопрос 5

5. Куда сошел Христос? Мы уже увидели, что темница — это узы адского мрака, и всей темницей является наша земля, на которую сошел Христос.

Но давайте вспомним еще слова Петра из его проповеди в день Пятидесятницы:

Деян 2:31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

Дух, душа и тело. Дух уходит к Богу в момент смерти — это дыхание: Пс 77:39; Еккл 3:19; Еккл 12:7 и Луки 23:46.

То есть, если ад — это наша земля, на которой заключены сатана и ангелы его, находясь будь то в воздухе или в бездне, Христос находился здесь же, на земле, в этом же аде, но не остался надолго — Его тело не увидело тления, но Он был воскрешен вскоре.

Ответ на вопрос 6

6. Как Христос сошел в эту темницу? Петр говорит, что Он Духом, Которым был оживлён, сошед проповедал. То есть, это было не душою и не телом! А значит, Его проповедь заключалась именно в Его воскресении!

Ответ на вопросы 7 и 8

И это приводит нас к вопросам 7 и 8 относительно проповеди Христа. Давайте рассмотрим некоторые тексты Писания:

1Петра 1:12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.

Этот текст говорит о проповеди Духом Святым, сошедшим с небес. Эта проповедь Святого Духа говорит о том, что хотели бы знать и ангелы! А о чем была проповедь? Предыдущий стих говорит:

1Пет 1:11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.

Дух Святой говорил о страданиях Христа и о последующей славе, то есть воскресении, вознесении, ходатайстве Христа в небе и втором пришествии (см стих 13 здесь же).

То есть, проповедь Святого Духа заключается в провозглашении победы Христа над сатаной через Его страдания, смерть и воскресение — смотри 1Кор 15:22-27,52-57 и Откр 12:8-11.

Кстати, об этом говорит и пророчество Исаии, которое Христос применил к Себе в Луки 4:18-19, но Лука не до конца процитировал его, оставив важную для нас в этом тексте часть:

Ис 61:1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
2 проповедывать лето Господне благоприятное И ДЕНЬ МЩЕНИЯ БОГА НАШЕГО…

То есть, проповедь заключается в том, что Своей смертью Христос заявил окончательную победу над сатаной и ангелами его!

До Голгофской битвы сатана и его ангелы еще имели надежду на свою победу и свою вечную жизнь. До Голгофской битвы участь грешников не была решена и была только надеждой. До Голгофской победы еще одна треть ангелов небесных, которые не последовали ни за сатаной, ни за Господом, а остались в недоумении, не могла принять своего решения, но после этой победы им было предложено поклониться Христу (Евр 1:3,6; ср Деян 13:32-33).

Таким образом, воскресение Христа стало проповедью вечного поражения и вечного осуждения сатаны и его ангелов, которые теперь узнали, что им не долго осталось жить (Откр 12:12).

 

Завершаем рассмотрение тем

Ко всему нашему исследованию, для того, чтобы сделать его завершенным, следует кратко добавить рассмотрение темы 4 — потоп в сравнении с крещением.

Эта тема также плавно проистекает из предыдущих, потому что суть её в том, что крещение — это только образ, а не некое таинство. Это образ той же гибели грешников в водах потопа, потому что греческое слово «баптизо», переводимое как «крещение», имеет оригинальное значение — «погребение в могилу». Потому апостол Павел сравнивает образ крещения с образом смерти, погребения и воскресения человека со Христом для новой жизни — Рим 6:5,11 и Кол 2:12.

И вот теперь, говоря о крещении, Петр имеет в виду спасительное воскресение Христа — именно в нём человек получает спасение!

И дальше, возвращаясь от темы 4 к теме 3 о проповеди ангелам в темнице, упоминает, что после воскресения Христу ПОКОРИЛИСЬ и ангелы, и власти и силы. О властях и силах сказано там же, в параллельном месте у апостола Павла:

Кол 2:12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

Заметьте здесь ту же последовательность, что и у Петра: крещение — воскресение со Христом — Христос побеждает силы и власти, торжествуя над ними. То есть, это ознаменование и объявление победы Иисуса Христа над сатаной и его ангелами!

Вот таково значение этого трудного для понимания отрывка из послания Петра.

 

Но есть еще один текст

И теперь надо заметить еще один текст, который зачастую приводят вместе с этим, но который имеет совершенно другое значение. Этот текст находится тут же:

1Петра 4:6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.

Зачастую этот текст приводят вместе с текстом 1Пет 3:19, пытаясь сказать, что те духи в темнице — это мертвые со времени потопа, и якобы тем мертвым душам Христос проповедовал в аде, чтобы и они могли покаяться там, в могиле, и получить спасение. Отсюда некоторые выдумывают то-ли чистилище, то-ли учение о том, что в конечном итоге все будут спасены. Однако давайте рассмотрим ближе этот текст, чтобы не осталось недопонимания.

1Пет 4:1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

Итак, Петр возвращается к теме 2 и теме 1 — страдание Христа является прмером и ответом для страданий наших. Наши страдания — от того, что нечестивые люди гонят нас и злословят нас за нашу праведность.

Во-первых, страдание плотью и прекращение грешить соотносится с крещением во смерть и воскресение Христа, которое является обещанием Богу доброй совести. В прошедшее время жизни, то есть до своего крещения, обращенные из язычников были такими же грешниками. Но теперь они покаялись, крестились, стали христианами и более не участвуют в распутстве своих бывших друзей и соплеменников. За что те их и гонят и злословят.

И вот о них сказано, что они в свое время дадут ответ на суде Богу. И Бог будет судить и живых, и мёртвых. О суде можно тоже говорить довольно много — это отдельная тема, но суть в том, что мертвые — это те, которые мертвы в данный момент, но когда-то они жили. И вот в то время, когда они жили, еще до их смерти, им было благовествуемо с конкретной целью: чтобы они были осуждены своею совестью (смотри 1Кор 14:24-25), покаялись во плоти (ведь плоть существует тогда, когда человек живёт! Значит тот суд и покаяние должны были происходить до того, как они стали мёртвыми, то есть умерли) и продолжили жить, но уже по духу, то есть будучи верующими во Христа праведниками — смотрите Рим 8:3-14 и Гал 5:16-25.

Итак, этот текст 1Пет 4:6 не имеет никакого отношения к 1Пет 3:18-19, хотя на первый взгляд он может казаться хорошим толкованием для него.

Василий Юнак

 



Печать статьи Печать статьи

4 комментария

  1. Роман:

    Просто огромнейшее спасибо!

  2. Василий Юнак:

    Василий Дмитриевич,здравствуйте.Хочу еще задать вопросы и поразмышлять на эту же тему.У Кулакова :ст19′ в котором и духам в темнице Он ходил проповедовать — тем(ст 20),кто был непокорен во дни Ноя.А Бог в те дни ждал терпеливо,пока строился ковчег….» и текст,который вы приводите из Исаии и он же из Луки 4гл. Ис61:1 «….и узникам открытие темницы.» Вопрос: Кто был непокорен во дни Ноя?Ведь сатана и его ангелы были непокорны на небе и уже были низвержены от туда.Откр 12:4 Лк:10:18.? Второй:с какого времени они содержаться на день суда,если сатана еще на совет Божий пришел во дни Иова?И только после Голгофы доступа туда ему нет Откр12:9.Если Христос пришел,чтобы благовествовать узникам открытие темницы и если темница-это земля,то Христос пришел открыть эту темницу.Это же было и во время проповеди во время Ноя.Те,кто хотел выйти,вышли,и вошли в ковчег и были спасены от суда.А сатана и его ангелы именно сейчас после Голгофы содержаться в этой темнице до суда над ними.И еще и на тысячу лет будут совсем скованы в ней.Что не так,подскажите,пожалуйста

    • Василий Юнак:

      Начну с текста Исаии — там к обсуждаемой теме относится не «открытие темницы узникам», а «день мщения». Есть две группы узников — это ангелы, не сохранившие своего достоинства (Иуды 1:6), и люди, пленники сатаны и греха (Лк 13:16). Первым Христос произносит суд, а вторым освобождение.

      Пс 67:19 и Еф 4:8 — «пленил плен» =Ис 49:25 — Иисус освобождает пленников сатаны и греха. Но наш текст не об этом, а о противоположном: Ис 14:2 говорит о пленении тех, кто раньше пленили народ Божий. То есть речь идет о пленении сатаны и его ангелов. Мы должны быть внимательны к деталям, потому что есть тексты с похожим содержанием, но относящиеся к разным событиям, а то и прямо противоположные по своему смыслу.

      Откр 12:4 и Лк 10:18 говорят о времени окончательного низвержения сатаны с неба, которое произошло после Голгофы. Сатана действительно имел доступ в небо как наместник первого Адама, правитель земли, что мы находим в Книге Иова. Но потом это место занял Второй Адам — Христос. Однако хотя окончательное низвержение сатаны произошло позже, уже после грехопадения человека территория деятельности его ангелов была ограничена землей. И особенно со времени потопа, когда Сад Едемский был взят с земли. Именно потому апостол Иуда и апостол Петр (2Пет 2:4) говорят об ангелах в узах именно от потопа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *