ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

История церкви: Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа

Тринитарную формулу крещения из Мф 28:19 некоторые противники истины пытались отвергнуть всякими методами только на основании того, что в Библии нет ни одного упоминания об использовании этой формулы крещения, но есть шесть текстов, где упоминается в связи с крещением только имя Иисуса — Деян 2:38; 8:16; 10:48; 19:5; Рим 6:3; Гал 3:27.

Некто Вольфганг Шнайдер в своей книге «Крещение во имя троицы?» попытался поставить под сомнение сам факт истинности этих слов Иисуса Христа о крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа. Он попытался обратиться к творениям «отцов церкви» и найти у них возможные свидетельства о том, что стих Мф 29:19 либо отсутствовал, либо не содержал тринитарную формулу. В своем исследовании он только подтвердил, что эта фраза является аутентичной. Анализ его исследования можно прочитать во второй главе моей публикации «Обретая уверенность в Слове«.

 

Когда не получилось найти ни одного факта отсутствия этих слов в древних рукописях Евангелия от Матфея, в ход пошли поиски иных свидетельств. Ищущий находит: обнаружился текст католического катехизиса, в котором утверждалось, что тринитарная формула крещения была внедрена римской церковью только в четвёртом веке. Что можно ответить на это?

Пожалуй наилучшим ответом будут факты. Потому мы обратимся к свидетельству древних христиан, живших до четвертого века.

«Дидахе» или «Учение 12 апостолов» — самая ранняя христианская книга, датируемая концом первого столетия, то есть временем служения апостолов. В седьмой главе этой книги говорится о крещении:

«Что же касается крещения, то крестите так: предварительно всё это сказав, крестите в проточной воде во имя Отца и Сына и Святого Духа.«

Как видим, уже в первом веке христианства свидетельства о крещении упоминают тринитарную формулу, хотя по неизвестным для нас причинам тринитарная формула крещения больше не упоминается в Писании помимо единственного текста Мф 28:19.

Иустин Мученик, первая половина второго столетия. Автор ряда книг, первой и наиболее ранней из которых является «Первая апология», датируемая 149-155 годом. Вот полный текст 61 главы Первой апологии:

«Теперь изложу, каким образом мы посвятили самих себя Богу, обновившись чрез Христа,- чтобы, если опущу это, не подумали о мне, что я лукавлю в своем объяснении. Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: «если не родитесь снова, то не войдете в царство небесное» (Ин 3:3-5). А всякому известно, что родившимся однажды не возможно уже войти в утробу родивших. И пророком Исаиею, как прежде упоминал я, возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов. Сказано же так: «Омойтесь, сделайтесь чисты, отнимите лукавства от душ ваших, научитесь творить добро, окажите справедливость сирому, оправдайте вдовицу; придите и станем судиться, говорит Господь. И если грехи ваши будут, как багряное, убелю, как волну, и если будут, как червленое, убелю, как снег; если же не послушаете Меня — меч пожрет вас, ибо уста Господни сказали это» (Ис 1:16-20). И мы получили от апостолов следующее основание для такого действия. Так как мы не знаем первого своего рождения и по необходимости родились из влажного семени чрез взаимное совокупление родителей и выросли в худых нравах и дурном образе жизни: то, чтобы не оставаться нам чадами необходимости и неведения, но чадами свободы и знания и чтобы получить нам отпущение прежних грехов,- в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно имя произносит тот, кто ведет приемлющего омовение к купели, потому что никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие. А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтие Пилате, и при имени Духа Святого который чрез пророков предвозвестил все относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый.«

Татиан Асириец также жил во втором веке. Он написал много книг, но также во второй трети первого века им был составлен Диатессарон (греческое «из четырёх») — свод Четвероевангелия в одно жизнеописание Христа. Это произведение является очевидным свидетельством тому, что во втором веке уже были в ходу тексты четырех Евангелий. И в главе 55, стих 7 Диатессарона мы читаем точный текст Мф 28:19.

«Крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа; учите их соблюдать всё, что я заповедал вам; и вот я с вами во все дни»

Это свидетельство Татиана не только подтверждает практику раннего христианства, но и подлинность евангельского текста.

Ириней Лионский также писал во втором веке. В третьем пункте своего «Доказательства апостольской проповеди» он пишет:

«Именно вера производить в нас это, как передали нам пресвитеры, ученики апостолов. Прежде всего она научает нас воспоминать, что мы получили крещение во оставление грехов во имя Бога Отца и во имя Иисуса Христа, воплотившагося и умершого и воскресшого Сына Божия, и в Святого Духа Божия; и что это крещение есть печать вечной жизни и возрождена в Бога, чтобы мы были чадами не умерших людей, но вечного и неизменного Бога; чтобы вечное и неизменное соделалось Богом, и Он стоял высоко над каждым из происшедших существ, и Ему все было подчинено, и подчиненные Ему все сделались для Него (собственными), чтобы Бог господствовал и был Владыкою не над чем-либо иным (чуждым), но над Своим, (напоминает), что все Божие и что поэтому Бог – Вседержитель и все от Бога.»

Итак, у нас имеется как минимум четыре свидетельства первых двух веков христианства о том, что тринитарная формула крещения была в практике ранней церкви.

Тертуллиан родился в середине второго века, но его произведения, в которых он упоминает тринитарную формулу крещения, относятся к началу третьего столетия. 200-м годом датируется его трактат «О крещении», в 13-м пункте которого мы читаем:

«Ибо закон крещения был дан и форма его была предписана. Идите, — говорит Христос, — учите язычников, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа

Ещё Тертуллиан в 211 году писал в трактате «О венце», глава 3, пункт 3:

«Затем, будучи трижды погружены в воду, ещё яснее отвечаем словами, которые Господь определил в Евангелии.»

Здесь он не упомянул самих слов Евангелия, но упоминание практики тройного погружения в воду во время крещения уже в то время среди христиан, показывает практическое исповедание крещения в тройственное имя Отца и Сына и Святого Духа.

Также Тертуллиан упоминал об этом в 216 году в своем трактате «Против Праксея» в 11 главе и 26 параграфе:

«Наконец, Он повелел им крестить во Отца и Сына и Святого Духа, а не во Кого-то Одного. Ведь и не один раз, но трижды мы крещаемся в каждое Имя и в каждое Лицо отдельно.»

Кстати, этот трактат Тертуллиана является самым ранним известным богословским обоснованием триединства Бога.

Ипполит в 215 году в «Апостольском предании» глава 21 описывает процедуру обряда крещения в деталях:

«Диакон тоже пусть спустится с [крещаемым] таким образом в воду. Когда крещаемый войдет в воду, то совершающий крещение пусть возложит на него руку, говоря так: «Веруешь ли ты в Бога Отца Всемогущего?» И тот, кто крещается, пусть говорит: «Верую». И тотчас имеющий руку на голове его пусть погружает его один раз. И после этого пусть он говорит: «Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Духа Святого и от Девы Марии, распятого при Понтии Пилате, и умершего, [и погребенного], и воскресшего в третий день живым из мертвых, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и паки грядущего судить живых и мертвых?» И когда он ответит: «Верую», то пусть погружает его во второй раз и пусть снова скажет: «Веруешь ли ты в Духа Святого и во Святую Церковь и в воскресение плоти?» И крещаемый пусть говорит: «Верую». И тогда пусть погружает его в третий раз. И после того, как выйдет он из воды, пусть пресвитер помажет его освященным елеем, говоря: «Помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа». И после того, как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть они войдут в церковь.»

Ориген в 244 году в комментарии на Рим 5:8 пишет:

«Почему, когда Сам Господь говорил Своим ученикам, что они должны крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа, здесь апостол использует только имя Христа при крещении, говоря: «мы, крестившиеся во Христа Иисуса»; потому что на самом деле законным крещением является только во имя троицы

Апокриф 250 года «Деяния Ксантиппы и Поликсены» параграф 21 описывает крещение:

«Тогда Пробиус, поднявшись с земли, снова упал на постель, и встав рано он пришел к Павлу, и найдя его крестящим многих во имя жизнедающей Троицы, он сказал: «Мой господин Павел, если я только достоин принять крещение, вот это время». Павел сказал ему: «Сын, вот вода готова для очищения тех, которые пришли ко Христу». Потому он немедленно снял свои одежды и Павел взял его и погрузил в воду, говоря: «Мы крестим тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа.«

Киприан Карфагенский в 256 году в «Письме к Юбаяну о крещении еретиков» пишет:

«Господь, посылая учеников Своих по Воскресении, наставил и научил их, как должно крестить, говоря: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Он указывает на Троицу, во имя Которой должны креститься все народы.»

И только после этого идет тот самый Евсевий Кессарийский, которого упоминает Вольфганг Шнайдер. Здесь я не стану цитировать его лишь потому, что поверившие Вольфгангу Шнайдеру противники крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа, могли прочитать у самого Шнайдера, что Евсевий Кесарийский пять раз цитирует тринитарную формулу крещения в своих трудах.

Шнайдер умолчал о том, что до Евсевия было немало упоминаний о крещении во имя Трёх Личностей Божества, и читатель может убедиться сам, пройдя по ссылкам приведенных выше одиннадцати цитат из первых трех веков христианства.

Однако давайте проанализируем, что пишет сам Шнайдер. Он приводит все найденные цитирования и упоминания исследуемого текста. Их оказалось 29 в девяти трудах Евсевия. Шнайдер систематизи­ровал все упоминания, лично выверил перевод, и привел три найденные формы «цитат» с указанием их количества:

«1). «Идите и делайте учениками все народы… и научите их соблюдать…» (7 Х);

2). «Идите и во имя Моё делайте учениками все народы… и научите их соблюдать…» (17 Х);

3). «Идите и делайте учениками все народы и крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа и научите их соблюдать…» (5 Х).»

Далее он поместил таблицу, где отметил, в каком конкретном труде Евсевия какая форма встречается и сколько раз. В одном из трудов встречаются все три формы. В шести других – по две разных формы. Кстати, о чем это говорит? Или цитируя по-разному, Евсевий пользовался разными рукопися­ми? Если в одном и том же труде он в одном месте употребляет тринитарную формулу крещения, а в другом нет, то является ли это свидетельством тому, что тринитарная формула крещения отсутствует в оригинальном тексте Евангелия? Если бы она отсутствовала, то Евсевий вообще ни разу ее не использовал бы, не так ли? Но читаем дальше свидетельство Шнайдера:

«При форме 1 отсутствует всякое указание на повеление о крещении, и это прочтение не содержит никакого упоминания относительно «имени».

При форме 2 также отсутствует всякое указание на повеление о крещении, но содержится одно указание – «во имя Моё», с примыканием к первой части повеления делать все народы учениками.

При форме 3, кроме повеления делать все народы учениками, содержится также повеление «крестить» их. Однако, в отличие от 2-й формы, здесь значится теперь не «во имя Моё», а тринитарная формула крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа»

Вы внимательно прочитали заявление Вольфганга? Мне кажется, Шнайдер сам не внимательно читал свои слова, иначе он на этом месте прекратил бы писать свою книгу и выбросил бы ее в мусор. По крайней мере, я не стал больше читать его книгу. И вот, почему:

Оказывается, Евсевий не цитировал тринитарную формулу крещения там, где он о крещении вообще не говорил! Но как только он упоминал крещение, то тут же шла и полная трини­тарная формула крещения. Заметьте, это не мое исследование – я не держал в руках трудов Евсевия, даже в переводе. Это слова Шнайдера, который так усердно искал подтверждение своей идее, что не заметил, как сам себя опроверг. К великому сожалению, враг рода человеческого не только омрачил ум Вольфганга Шнайдера, но через его книгу продолжает это делать со многими из нас. Почему мы допускаем это «ослепление умов»?

Так хочется надеяться, что все те, кто сомневаются в истинности слов Христа в Мф 28:19, утвердятся в вере, а все те, кто оказались обмануты лжеучителями, прозреют и обратятся к истине.

Василий Юнак



Печать статьи Печать статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *