ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

История Церкви АСД в России: к 100-летию Октябрьской революции

Эта статья написана по заказу редакции журнала «Теперь время».

К 100-летию Октября

Юнак В. Д.

Когда в начале 1990-х годов я попал в Соединенные Штаты Америки, одно из первых удивлений для меня было наблюдать почти в каждой протестантской церкви государственный флаг США, воздвигнутый на самом святом месте. На мои удивленные вопросы практически каждый с твердой убеждённостью отвечал, что это – флаг Свободы. «Свободы ли?», – этот мой второй вопрос обескураживал их: они не могли даже и подумать, что в их стране когда-либо может исчезнуть свобода вероисповедания. Но в то же время многие адвентисты также были убеждены в том, что именно их страна по пророчеству должна начать преследование верных Божьей истине. Вот только они никак не могли в своих мыслях увязать одно с другим. (Вывешивать флаг СССР на зданиях организаций во время праздника Октября было обязанностью. И, тем не менее, я не помню, чтобы хоть какая христианская церковь в нашей стране это делала. И тем более флаг не вносили в храм. Церковь в СССР поистине была отделена от государства, в отличие от той же церкви в США). Но сегодня мы говорим не о Соединенных Штатах Америки, где свобода проповеди Закона Божьего почти отнята: ты только посмей сказать мужеложнику о том, что Бог называет его действия грехом и мерзостью, и сразу почувствуешь, чью свободу защищает звездно-полосатый флаг.

Сегодня мы говорим о России. Это здесь, на её бескрайних просторах, ровно сто лет тому назад наступила свобода через Октябрьскую революцию 1917 года. Если в Америку свободолюбивый люд бежал из Европы от притеснителей, ограничивавших свободу их совести, то русскому человеку бежать было некуда. Конечно же, бескрайняя Сибирь принимала всех ссыльных и беглых, но свободы не было и там. До Октябрьской революции 1917 года всякая свобода вероисповедания ограничивалась только позволением беспрепятственно служить, молиться и славить Бога «по вере своих отцов» (Г. И. Лебсак, Десять лет назад и теперь // Голос истины № 11, 1927, стр. 20). А если кто, так или иначе, следуя велению совести, уклонялся от веры отцов господствующей церкви, то его неминуемо ожидали преследования, штрафы, тюрьмы и ссылки в ту самую Сибирь. И даже реформы 1905 года не принесли ожидаемого облегчения.

Февральская революция 1917 года вроде бы гарантировала равенство всех религий перед законом, но… «православная должна быть первенствующей». И только совершенно не религиозное Советское правительство, пришедшее к власти в результате Октябрьской революции, произвело полное отделение церкви от государства, совершенно уравняв всех верующих перед законом (Г. И. Лебсак, там же, стр. 22).

Так случилось, что пути революционных вождей пересекались с путями протестантских лидеров в ссылках. Там они делились своими планами на будущее, которое почти совпадало – бесклассовое общество верующих и социализм, а затем коммунизм революционеров. Ленин любил говорить верующим: «Вы стройте коммунизм с Богом, а мы построим коммунизм без Бога…». Революционеры многое заимствовали у протестантов: и работу с детьми, и работу с молодёжью, и членство в организации. Коммунистические лидеры долгое время любили позировать перед объективами камер с детьми на руках, подражая Христу, говорившему: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне…» Адвентисты оставались законопослушными государственной власти при любом строе до тех пор, пока государство не требовало нарушать Закон десяти заповедей и слушать людей больше, чем Бога, согласно евангельскому принципу: «судите, справедливо ли перед Богом – слушаться вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19).

Ленинская конституция, принятая в июле 1918 года как Конституция РСФСР, в 13-й статье гласила: «Каждому гражданину представляется свобода как религиозной, так и антирелигиозной агитации (пропаганды)». 4 января 1919 года последовал Декрет Совнаркома «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям».

Да, это была полная свобода! Хотелось написать даже в превосходной форме – «полнейшая», но что-то всё же удержало. Может быть то, что всякие надзорные органы всё же существовали, у которых следовало испрашивать разрешения на различные религиозные действия; а может быть и осознание того, что полнейшая свобода была обещана люцифером, но тогда она превращается в хаос, лишающий смысла всякую свободу ввиду того, что появляется также и свобода непокорности, угнетения и насилия. Тем не менее, протестантские деноминации с искренней радостью и благодарностью приветствовали Советскую власть за дарованные свободы, в том числе и вероисповедания. Были ли они ослеплены напускной приветливостью советских лидеров, или неопытны и недальновидны в политических реалиях? Сегодня об этом трудно судить.

Но вскоре начались движения безбожников: в 1921 году создаётся воронежское непартийное общество атеистов. А решающую роль в возникновении Союза воинствующих безбожников сыграла издававшаяся с 1922 года газета «Безбожник». В августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник». В ноябре 1924 года Антирелигиозная комиссия, а декабре — Оргбюро ЦК поддержали проект создания всесоюзного безбожного общества. Была создана специальная комиссия, которая занялась подготовкой к съезду безбожников. Основным инициатором в этом вопросе выступал Емельян Ярославский.

I съезд ОДГБ (Общество друзей газеты «Безбожник»), который состоялся в апреле 1925 года, постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В 1929 году II съезд ОДГБ переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников», а также утвердил новую редакцию Устава СВБ СССР. (Википедия, свободный ресурс).

Союз воинствующих безбожников диктовал Центральному комитету линию курса борьбы на полное изживание всякой религии в СССР.

Сталинская Конституция 1936 года уже гласила: «Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

Оглядываясь назад на прожитые семьдесят лет коммунистического правления и затем еще на тридцать лет возрождённого капиталистического строя, мы можем говорить о том, что правительство Ленина проявляло доброжелательность к верующим лишь постольку, поскольку предусмотрительно ожидали от протестантских церквей, чье влияние на простой народ росло, ответной поддержки политических инициатив советского правительства.

Вспоминаю свидетельство одной сестры из Прибалтики о Ленине, которая рассказывала о том, как Ленин относился к верующим. Один из латышских стрелков, охранявших В. И. Ленина в Смольном, избрал девушку адвентистку в жены и пригласил Ленина присутствовать на их свадьбе. Ленин вежливо откликнулся и подарил молодым хороший подарок, однако потом, пригласив молодого стрелка в свой кабинет, позволил себе вдоволь насмехаться и унижать своего охранника, что тот женился на верующей девушке.

Да, следует справедливо признать, что первые годы протестантские церкви в целом, и Церковь Адвентистов Седьмого Дня в частности, наслаждались свободой, по крайней мере в сравнении с теми преследованиями и ограничениями, что они переживали до Октября 1917 года. Государство отдавало в безвозмездное пользование культовые здания для проведения богослужений; церковь свободно печатала и распространяла всю необходимую литературу – журналы, уроки Субботней школы и Молитвенные чтения, книги, сборники псалмов и даже в 1926 году была отпечатана Библия с указанием Церкви Адвентистов Седьмого Дня как издателя на титульном листе. А в 1927 году издаются в Москве «Псалмы Сиона» с нотами. В 1920-е годы в России действовали адвентистские медицинские учреждения, издательства, школы и даже коммуны. В 1927 году Г. И. Лебсак, во время поездки по Крыму, узнал о маленькой коммуне неподалеку от Симферополя. Вблизи станций Джанкоя и Таганаш. 12 бедных адвентистских семей получили от государства в пользование земельный участок и организовали на ней коммуну, назвав ее «Новый путь». Они обрабатывали сообща поля, у каждой семьи был собственный дом с садом. Там трудились люди русского и немецкого происхождения. После посещения этой коммуны Г. И. Лебсак обратился с просьбой в Генеральную Конференцию, чтобы та помогла коммуне приобрести трактор. Он был нужен этой небольшой коммуне не только для обработки земли, но и как двигатель для насоса, молотилки и прочих машин. Лебсак вышел с ходатайством перед властями и получил от них разрешение на ввоз, оформленное 19 марта 1928 года. Генеральная Конференция дала согласие и организовала через советского представителя перевозку техники морем из Нью-Йорка в Крым. Был приобретен трактор мощностью около 20-ти лошадиных сил, плуг с тремя лемехами, а также необходимые запчасти к ним. Альф Лоне в своей книге «Adventists in Russia» (R&H, 1987, рр. 93-94) пишет, что «это был, наверняка, первый и единственный случай в те годы, когда Генеральная Конференция и коммунисты сотрудничали при организации сельскохозяйственной коммуны».

Нет, не кривил душой Генрих Иванович Лебсак, когда пел дифирамбы Советскому правительству в десятилетний юбилей Октябрьской революции. И я не думаю, что это была просто попытка угодить властям или задобрить их, когда он написал новые слова на мелодию второго гимна из Псалмов Сиона:

«Соввласть путь правый указала
Всем людям в эти десять лет.
И всем на деле доказала:
Над совестью уж гнёта нет.
Свободы знамя водрузила
И то в законах закрепила».

Четыре куплета в таком стиле для пения к 10-летию Октябрьской революции. Я не могу утверждать, что их пели в общинах. У меня даже нет свидетельств о том, что этот гимн вообще где-либо исполнялся, а не лишь был опубликован в журнале «Голос истины». Но то, что верующие наслаждались свободой и благодарили за неё не только Бога, но также и Советскую власть – это точно. Вот только… грозные тучи уже нависали над страной. И Шестой Всесоюзный съезд АСД 1928 года своими принятыми решениями, навязанными извне, положил начало свёртыванию работы Церкви АСД в СССР

Но Советская власть уже изначально не планировала давать свободу совести верующим гражданам. Тридцатые годы вошли в историю своими кровавыми и вероломными репрессиями, направленными против собственного народа под прикрытием борьбы с врагами Советской власти. Великая отечественная война 1941-1945 годов ненадолго ослабила цепкую хватку Чрезвычайных комитетов, но после войны Сталин вернулся к прежней политике страха, недоверия и беспредельной власти «троек», вершивших судьбы миллионов советских людей. С начала репрессий 1930-х годов во всем Советском союзе оставалось на свободе только 5 % служителей, по свидетельству руководителя Церкви АСД – Г. А. Григорьева. «Оттепель» хрущевского периода, хоть и принесла некоторую свободу от репрессий и сталинских лагерей, но всё равно не доставила свободы верующим гражданам великой страны. Н. С. Хрущев с трибуны партийного съезда заявлял, что с религией было решено покончить к середине семидесятых – за пять лет до наступления обещанного им «коммунизма». Именно в 1975 году он обещал показать по телевизору последнего советского попа. (http://maxpark.com/community/43/content/1603448).

Никита Сергеевич начал двигаться к своей цели совершенно иным путём. Предоставив, на словах, свободу вероисповедания, он проводил программу искоренения религии и самой веры в Бога. Это привело к роспуску и закрытию ВСАСДа в декабре 1960 года, когда всё имущество было изъято в пользу государства, включая и все денежные средства, находившиеся на счетах Всесоюзного совета АСД.

Господь давал мудрость служителям Церкви и в эти, внешне спокойные, годы находить пути для развития и роста Церкви. И всё это время верующие знали и были убеждены, что свобода проповеди Евангелия ещё должна наступить, хотя и на малое время. Ведь об этом свидетельствовали пророчества! Ведь это было окончательным признаком скорого Пришествия Христа. Но как это могло произойти, если, по утверждению одного из замполитов Советской армии, «Советскую власть уже за горло не возьмёшь»? (Эти слова однажды высказал замполит воинской части, в которой служил автор данной публикации в 1982-1984 гг.). Однако у Господа есть своё время и свои методы.

Приближался конец семидесятилетнего духовного плена в социалистическом «вавилоне», как впоследствии некоторые христиане рассматривали период Советской власти, озираясь на пройденный тернистый путь. Новый лидер страны и первый президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев в 1985 году объявил в стране перестройку, а впоследствии и гласность. Ситуация начала меняться только в 1987 году в ответ на целенаправленные действия ряда организаций, включая и Церковь АСД.

Это был год семидесятилетия Октябрьской революции. Но уже спустя каких-то четыре года, когда Советский союз, рождённый этой революцией, распался на части, и совершенно новый режим власти установился в России, совершенная свобода проповеди Евангелия открылась в России. Не только в Большом кремлевском дворце съездов, ранее открытом только для Коммунистической партии, звучала весть Евангелия из уст евангелиста Церкви АСД – Марка Финли, но и в любой организации и даже в школах и детских садах, в армии и в тюрьмах, свободно и легко открывались двери для проповеди о Христе. Да и празднование годовщины Октябрьской революции сменили на День народного единства, сместив его на пару чисел календаря назад. Но, как мы когда-то верили и понимали, эта безграничная свобода не продлилась долго. Уже в 1997 году принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединениях, который обозначил достаточно жесткие ограничения прав и свобод верующих.

Столетие Октябрьской революции в современной России многими прошло незамеченным. Нынешнее поколение, родившееся уже после распада СССР, уже и не понимает, о каких свободах вообще могла идти речь, когда вспоминался Советский союз и Октябрьская революция 1917 года. Хвалебная статья Лебсака в «Голосе истины» 1927 года некоторыми рассматривается сегодня как заигрывание со «зверем» и предательство веры. Однако следует отдать должное исторической справедливости: Первое десятилетие после создания Советской союза и первое десятилетие после распада Советского союза – это единственные десятилетия, когда протестантские церкви, включая и Церковь АСД, наслаждались настоящей свободой совести и проповеди Евангелия в России.

 



Печать статьи Печать статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.