ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Снова о природе Иисуса Христа — просто о сложном

Тема о том, какая природа Христа умерла на Голгофе — божественная или человеческая, будоражит многих. И если раньше мы говорили о том, что для нашего спасения Богу нужна была смерть именно Человека, хотя для многих богословов и проповедников это кажется полнейшим абсурдом, чтобы человеческой жертвы было достаточно за грехи всего мира, то сегодня вопрос ставится немного иначе…

Есть несколько конкретных высказываний Вестницы Господней о том, что на Голгофе умерла именно человеческая природа Христа. Мы их рассматривали в беседе, видеозапись которой представлена на нашем сайте в теме Кто умер на Голгофе — Бог или Человек? Однако у многих спорщиков есть тенденция находить другую цитату (или текст в Библии), где сказано нечто противоположное, и пытаться противопоставлять одну цитату другой, вместо того чтобы объединить их в одно целое и увидеть полную картину.

Именно такая попытка одной Сестры оспорить утверждения Елены Уайт о смерти человеческой природы Христа другими утверждениями Елены Уайт и привела к появлению этой публикации.

Сестра Л., как и многие евангелические (и не только) богословы и учителя, утверждала: «Восстановить человека способна ТОЛЬКО жертва Божественная!!!» В ответ на это утверждение я представил слова Вестницы Господней, которые приводил раньше. На что Сестра Л. подобрала парочку других цитат Елены Уайт, которыми попыталась оправдать своё утверждение. Ниже привожу её утверждение и мой обстоятельный ответ. Надеюсь, это будет полезным для многих.

Василий Почему нужна была Божественная Жертва? А как плотскому человеку стать причастником Божеского естества ?????? Только не говорите, что это тайна и этого нет в Библии. Вот для начала, подсказка “малого света”.

MS 71, 1907
There are two powers at work in our world. One is the power of Satan. He seeks to stir up our minds to lead us to disobey God. Then there is the power of Christ. He clothed His divinity with humanity, that we in our humanity might obtain strength from His divinity. He is the saving power of the world. We want to be kept by the power of God through Christ unto salvation.

А как стать причастником Божеского естества ,если жертва только человеческая ??????

О том, какая жертва была уплачена человеческая или Божественная…

MS 109, 1906
Christ saw that the time had come when Satan’s power over mankind must be broken. Before the fall of man, the Son of God had united with His Father in laying the plan of salvation. God was to be manifested in Christ, “reconciling the world unto Himself.” And now, thousands of years later, the fulness of time came for the infinite sacrifice to be made. Divinity was to be communicated to humanity through a divine-human Saviour. The great Life-giver was to purchase the whole world by giving His own life as a ransom.

Христос видел, что пришло время, когда сила сатаны над человечеством должна быть сокрушена. До грехопадения человека, Божий Сын был вместе со своим Отцом, устанавливая план спасения. Бог должен был быть явлен / представлен через Христа как Тот, Кто “примирил с Собою мир”. И теперь тысячи лет спустя, пришла полнота времени, чтобы безконечная жертва была принесена. Божественность будет сообщена человечеству через Спасителя Бого-человека. Великий Жизнедатель должен приобрести весь мир отдавая Свою, собственную жизнь как расплату.

Сестра Л., Вы пытаетесь противопоставить Елену Уайт с Еленой Уайт? Или Библию с Библией? А не лучше ли там, где есть кажущееся противоречие, поступать не как упрямые атеисты с Библией, а как мудрые христиане, верящие Слову Божьему?

Между прочим, я тоже говорю о том, что Бог умер на Голгофе, но тем, которым рано вникать в детали, которые могут сбить их с толку лишь потому, что они ещё не способны уразуметь. Но тут же я могу и утверждать вслед за Библией и Еленой Уайт, что Божество не способно умереть, а потому умерла человеческая природа Сына Божьего.

Пересекаются ли две прямые линии? В школе Вам скажут, что никогда не пересекаются, а в университете Вам объяснят, что всегда пересекаются. Почему? Потому что в школе изучают трехмерные плоскости, а в университете делают поправку на шаровидную землю и на круглую вселенную. В известной нам вселенной нет ровной поверхности, но закругления такие ничтожные для глаза и даже для бытовых измерительных приборов, что они не видны. Плюс гравитация делает эти скругления воспринимаемые как плоскости… И простому школьнику этого подчас не понять, да и не нужно — он будет чертить прямые линии и понимать, что они никогда не пересекутся, иначе в его голове будет каша.

Почему вообще Бог открывает свет истины постепенно? Почему сразу не говорит всё, как есть? Потому что человек не способен понять всё сразу, но ему надо учиться от простого к сложному. А иногда люди сами попросту не готовы понять большой объем информации. Почему Лютер, сделавший такое огромное дело реформации, не смог распознать истины о субботе и крещении у анабаптистов? Почему он их яростно гнал как еретиков? Ответ простой: он не мог вместить всего света истины. Для него одного вопроса оправдания верой было белее чем достаточно. А анабаптисты уже строили на основании Лютера и потому пошли дальше. Почему у нас есть высокие технологии, а еще двести-триста лет назад о многом и мечтать не могли? Потому что мы строим на основании прошлых и идём дальше. Нам не надо изобретать электричество — мы развиваем его; нам не надо изобретать радио — мы его в Wi-Fi превращаем, нам не надо изобретать телевидение — мы его не только в телефон запихнули, но уже и виртуальную реальность создали… и всё потому, что любой свет появляется постепенно.

И вот теперь возвращаемся ко Христу и не только к Нему. Почему Елена Уайт стала говорить о вечности Христа только спустя годы после образования Церкви АСД? Потому что иначе большинство служителей этой Церкви не восприняли бы эту истину. А так Джеймс Уайт к концу своей жизни поменял свои взгляды и стал также утверждать вечность Христа. То же самое и Урия Смит, который был одним из последних, принявших вечность Иисуса Христа, хотя поначалу он писал, что Христос был сотворен Богом. Эти люди, совершившие реформу в вопросе понимания небесного святилища и служения Христа в нём, подобно Лютеру не смогли пойти дальше и полностью понять Небесное Трио, по крайней мере в начале. И потому о Трех Личностях Божества Дух Святой через Вестницу Господню стал открывать лишь к тому времени, как большая часть пионеров уже ушла на покой.

А теперь возвращаемся к смерти Христа. Кто умер на Голгофе? В 1884 году Джозеф Ваггонер опубликовал книгу, в которой утверждал, что если на Голгофе умер только человек, то спасение не возможно. Спустя несколько лет Джозеф Ваггонер почил. В 1897 году Елена Уайт написала, что на Голгофе умерла человеческая природа, потому что божество умереть не способно. В 1898 и 1904 году она это повторила. И вот Вы пытаетесь в противовес выставить цитату 1906 года.

В чём Ваша проблема? В том, что Вы выставляете её именно в противовес, а то и в попытке перечеркнуть слова Елены Уайт о смерти именно человеческой природы.

Пару дней назад в разговоре по скайпу один молодой человек из Лондона, из этой же группы, задавал мне вопрос о том, почему в одном месте Библии написано, что Бог искушает, а в другом, что Бог не искушает? А я ему в ответ показал, что есть даже в одной и той же главе написано, что Бог не раскаивается, а спустя несколько стихов написано, что Бог раскаялся? И мы выяснили, что это не противоречия, а две грани одного и того же Бога, в котором сочетается несочетаемое. Да, такое не легко понять тому, кто противится и не верит Писанию. Сомневающийся подобен… Полагаю, дорогая Сестра, что Вы не из противящихся и не из сомневающихся в Боге и в Библии и в Духе Пророчества. Потому продолжу…

Во-первых, я тоже говорю о смерти Бога на Голгофе, когда говорю в общем, но когда вникаю в детали, то говорю о смерти Человека на Голгофе. И это — не противоречие, а только уровень общения — в зависимости от того, что я хочу подчеркнуть в данный момент, потому что одновременно говорить обо всем не возможно: когда я говорю об автомобиле, например, я могу сказать, что это двигатель крутит колёса. Но на самом деле колёса крутит трансмиссия. Неужели трансмиссии нет, когда я её не упоминаю, говоря о двигателе? Или же мне надо говорить ещё больше, и сразу всем упоминать, что крутящий момент создает возвратно-поступательное движение поршня под воздействием воспламененной воздушно-бензиновой смеси? А мой пятилетний сынишка вообще сказал однажды: «Папа, я понял, почему у машины колёса крутятся — ты вот сюда бензин заливаешь, и потому колёса крутятся!» Всё так просто для ребёнка — и двигателя не надо и тем более трансмиссии, потому что он сразу понял, что это именно бензин крутит колёса! Взрослому будет и не понятно, он даже спорить начнет, мол бензин крутить колёса не способен… но ребёнок будет прав, а взрослый может ошибаться — именно воспламенённый бензин является первопричиной движения, вначале возвратно-поступательного, которое преобразуется в крутящее…

Надеюсь, что мой пример с автомобилем понятен. И если да, то надеюсь, что моё объяснение слов Вестницы Господней тоже будет понятно. Самое главное — не противоречия искать, а попытаться из обоих высказываний цельную картину воспроизвести. Потому что Святой Дух Сам Себе противоречить не будет, говоря здесь одно, а там другое. Или Вы считаете иначе?

Итак, в 1897 году Елена Уайт впервые написала, что на Голгофе умерло человеческое во Христе, потому что божество умереть не способно. А в 1906 году Елена Уайт под влиянием того же Святого Духа написала, что Великий Жизнедатель должен был ценой Своей собственной жизни купить этот мир.

А теперь мы что ищем: противоречие доказать и перечеркнуть одно из двух утверждений? Или примирить их и попытаться понять, что же на самом деле произошло? Если мы ищем противоречий, то дальше идти не надо — мы уже нашли! И не важно, что мы пытаемся доказать и какую теорию отстоять, мы добились своего — мы опровергли Елену Уайт, разрушили до основания её истинность, доказали её лживость, и теперь торжествуем, стоя на развалинах Духа Пророчества… вот только, куда дальше двигаться? к реформистам или к свидетелям? А может сразу к атеистам? Потому что и в Библии есть такие же противоречия… Или всё же мы ищем не противоречия, а истину? Если Вы ищете истину, тогда нужно смириться, прогнать сатану, который нашёптывает Вам, что здесь есть противоречие, и попытаться понять устройство «небесного автомобиля» — что же «крутит колёса» нашего спасения — «человеческий двигатель» или «божественный бензин»? (Ну, или наоборот — «божественный двигатель» и «человеческий бензин» — для данной притчи это совсем не важно.)

Итак, у нас есть два противоречивых, на первый взгляд, утверждения: (1) умерла человеческая природа во Христе, потому что божество умереть не способно, и (2) Великий Жизнедатель должен отдать Свою Собственную жизнь. Но мы согласились, что не считаем это противоречиями, но понимаем эти оба высказывания как истинные, но отражающие разные грани истины. Как же мы можем примирить их? Всё оказывается очень просто: этому помогает именно двойственная природа Иисуса Христа:

Вы привели здесь две цитаты. Мы не станем искать дополнительные к тем, что уже есть. Вероятно есть ещё лучшие объяснения у Елены Уайт, но мы не станем нагромождать, потому что и этого достаточно. Итак, в Ms 71, 1907 сказано: «He clothed His divinity with humanity, that we in our humanity might obtain strength from His divinity.» = «Он покрыл (одел, облёк) Свою божественность в человеческое, чтобы мы в нашем человеческом могли обрести силу от Его божественности.» На основании Писания мы знаем, что Христос ни разу не воспользовался Своей божественной силой или мудростью на земле, хотя к этому Его искушал сатана, но Он постоянно пользовался словами и делами Отца, чтобы тем самым показать ученикам, как они могут делать то же самое и даже большее, пользуясь той же самой связью с Небесным Отцом. (Если нужны тексты из Библии, пишите; сейчас не стану отвлекаться на их перечисление.) Итак, Иисус был полностью Богом и полностью Человеком, однако Своим божеством на земле не пользовался. Как же человек может воспользоваться Его божественной силой?

Как же человек может воспользоваться Его божественной силой? Сделается ли он сейчас неким «человеко-богом»? Или же будет точно так же черпать эту силу в постоянном пребывании с Отцом, как это делал Иисус Христос? Что бы произошло, если бы человек получил божественную силу и… разорвал связь с Богом? Но Божья цель — именно в непрерывной связи человека с Богом, а не в создании «человеко-бога», наделенного силой, но оторванного от неба. Итак, Бог стал Человеком, отложил Свою Личную божественность и жил и действовал божественностью Отца Небесного, чтобы показать нам, что мы тоже можем жить и действовать божественностью Отца Небесного. Потому Он и мог сказать ученикам, что они даже бОльшие дела, чем Он сделают.

К чему я это говорю? К тому, чтобы перевести акцент с «божественной силы в человеке» на силу в Боге, которую может получить человек. А ещё к тому, чтобы обратить внимание на то, как Христос «clothed» = «облёк, одел, сокрыл, укутал, спрятал» Своё божество в человеческом. Его божество было сокрыто так, что оно не работало, бездействовало, а вместо него Он пользовался божеством Отца. Потому многие уклоняются в другую сторону и пытаются представить Иисуса совсем не Богом. Да, на земле Иисус на время перестал быть Богом — Он спрятал Свою божественность, чтобы воспользоваться Отцовской божественностью — это надо было именно для того, чтобы показать людям пример непрестанного общения с Богом, как единственного метода получения божественной силы и божественной жизни.

А теперь смотрим на вторую цитату из Ms 109, 1906: «Divinity was to be communicated to humanity through a divine-human Saviour. The great Life-giver was to purchase the whole world by giving His own life as a ransom.» = «Божественность должна быть передана человечеству через божественно-человеческого Спасителя. Великий Жизнедатель должен был купить весь мир отдавая Свою Собственную жизнь в выкуп.»

Вы привели эти слова как противопоставление или даже как перечеркивание слов той же Елены Уайт, что на Голгофе умерло человеческое во Христе. Однако мы уже пришли к выводу (надеюсь, что Вы пришли к этому выводу), что мы не ищем противоречия, а пытаемся увидеть одно большое целое, составленное из этих, противоречивых, на первый взгляд, высказываний. Итак, Елена Уайт утверждает, что Божество умереть не способно. Может ли любовь ненавидеть? Может ли пробка потонуть? Может ли Бог умереть? Бог — это жизнь, это любовь; Он не способен ни умереть, ни ненавидеть. Кто-то пытался мне даже возражать, что неспособность Бога умереть делает Его не всемогущим. Надеюсь, что Вы не дойдёте до такого кощунства, чтобы Всемогущего Бога сделать смертным.

Итак, мы выяснили, что человек не может стать Богом, но ему как-то надо воспользоваться божественной силой — для этого Христу нужно было спрятать Своё божество в человеческую плоть и показать, как Человек может пользоваться божеством, не будучи богом на самом деле. С другой стороны, Бог должен был выкупить человечество смертью, будучи вообще не способным умереть. Как это сделать? Через тот же процесс воплощения божественного в человеческое! Поскольку божественное не способно умереть, а только человеческое, «то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть Диавола» (Евр 2:14). Понимаете? Бог не мог иначе умереть, как только приняв человеческую плоть и кровь! Это был единственный вариант, через богочеловечность совершить и одно и другое — и показать людям пример обретения божественной силы, и умереть за людей.

Итак, Иисус — Бог? Да. Иисус — человек? Да. Противоречие? Нет! Потому что Иисус — богочеловек. В нём таинственно соединились две природы, природа Бога и природа человека. Однако, как мы выяснили, природой Бога Он не пользовался на земле. Даже в смерти! Потому что Бог умереть не может. Но! Был Иисус ДВУМЯ ЛИЧНОСТЯМИ? Нет! Он был ОДНОЙ личностью. В этом и осуществилась таинственность воплощения. Бог умереть не способен, но Он умер за человека. Как Он смог умереть? Только спрятав Своё бессмертное божество в смертную человеческую плоть — только унаследовав плоть и кровь, говорит апостол, Он смог смертью победить имеющего державу смерти. Вот почему умерло только человеческое во Христе. Христос был Богом. Полностью Богом, во всей полноте божества. Но умереть Он смог лишь потому, что был человеком — полностью человеком, во всей полноте человечества. И этот богочеловек был не двумя разными личностями, а одной личностью, в которой таинственно сочетались две природы, божественная бессмертная и человеческая смертная.

Вот так получается, что «две прямые, которые в школе не пересекаются, в университете уже пересекаются», и это — не противоречие, а только более высокая ступень понимания истины о Боге и о нашем спасении. Мой пятилетний малыш был прав, когда сделал вывод, что колёса автомобиля крутятся бензином. Он и не пытался понять, как это происходит. Повзрослев, он начал смеяться со своих слов, считая их неверными. Но когда изучил устройство двигателя, понял, что его первые детские выводы были верны. Адвентисты в лице Джозефа Ваггонера вначале смеялись с идеи о том, что на кресте умерла человеческая природа, но повзрослев они поняли, что божество умереть не способно иначе, как только облекшись в человеческую природу. Проблема Джозефа Ваггонера была в том, что он говорил о двух личностях в одном Христе, но Христос не раздвоился, но был одной личностью. Только так можно было совместить несовместимое: Бог умер, но божество не умирало! Человек искупил человечество! «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, ЧЕЛОВЕК Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.» (1Тим 2:5-6)

Василий Юнак



Печать статьи Печать статьи

2 комментария

  1. Андрей:

    В книге «Патриархи и пророки» написано, что Христос оставил Своё бессмертие на небе перед тем, как родиться на земле. Значит ли это, что Он на земле не имел божественной природы?

    «Все небо участвовало в осуществлении плана спасения человечества, который включал в себя безграничную жертву. Когда Христос поведал небесным ангелам замысел искупления, их сердца наполнились глубокой печалью, ибо они видели, что только ценой невыразимых страданий их любимый Повелитель мог спасти человека. С болью и удивлением они слушали Христа, Который рассказывал им, как Он оставит чистоту неба, мир, радость, славу, бессмертную жизнь и сойдет на грешную землю, чтобы претерпеть страдания, позор и смерть. Он будет стоять между грешником и наказанием за грех, и только немногие примут Его как Сына Божьего. Он оставит Свое прежнее высокое положение Повелителя неба, спустится на землю, смирит Себя как человек, чтобы на собственном опыте познать скорби и искушения, которым подвергаются люди. Все это необходимо, чтобы Он смог “искушаемым помочь” (Евреям 2:18). Когда же Его миссия как Учителя окончится, Он будет предан в руки нечестивцев и перенесет всякие поношения и пытки, на какие только сатана способен вдохновить Его мучителей. Он должен будет умереть самой жестокой смертью, вознесенный между небом и землей как виновный грешник. На протяжении долгих часов Он будет испытывать ужасную душевную борьбу, так что ангелы, будучи не в силах смотреть на Него, отвернутся. Ему предстоит перенести страшную душевную муку, когда Отец отвратит Свое лицо от Него и бремя грехов всего мира будет возложено на Него.» (ПП 64)

    • Василий Юнак:

      Да, читая русский текст создается именно такое представление. Однако я уже научен многими неточными и ошибочными переводами на русский язык, что всякое важное утверждение Духа Пророчества следует перепроверять в оригинальном тексте. Потому и сейчас я обращаюсь к английскому оригиналу. Вот то предложение, фрагмент которого выделен в приведенной Вами цитате:

      «In grief and wonder they listened to His words as He told them how He must descend from heaven’s purity and peace, its joy and glory and immortal life, and come in contact with the degradation of earth, to endure its sorrow, shame, and death.» {PP 64.2}

      Вот мой перевод этого текста:

      «В горе и удивлении они слушали Его слова, когда Он сказал им, как Он должен спуститься от чистоты и мира небес, от их [небесной] радости и славы и бессмертной жизни, и вступить в контакт с деградацией земли, перенести ее печаль, стыд и смерть.»

      Английский текст никак не предполагает, что Спаситель оставил СВОЁ бессмертие. Нет, Он оставил НЕБЕСНОЕ бессмертие. То есть Он оставил небо, в котором были бессмертные существа, и спустился на землю, где были смертные люди и животные. Это абсолютно ничего не говорит о том бессмертии, которым обладал Он Сам. Потому наше понимание природы Иисуса Христа в момент и после воплощения следует основывать на других Свидетельствах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.