ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Актуальны ли сегодня заповеди Моисея?

Сегодня обратил внимание на одну иллюстрацию в сети, которая противопоставляла два закона — моральный и церемониальный. Естественно, моральный был представлен как вечный, а церемониальный как упраздненный Христом на кресте. И вроде бы это так — все адвентисты так учили десятилетиями, но… я выразил своё несогласие с иллюстрацией и таким разделением и толкованием. Вот, что я написал в комментариях в сети и посчитал нужным опубликовать здесь (это черновой вариант записи, который может быть отредактирован и дополнен впоследствии):

Фото Олега Субботина.

Не согласен! Не совсем так. Такое разделение законов приведёт к законничеству. И оно не оправдано текстологически. Потому что в Писании слово «закон» (тора, номос) относится ко всему Пятикнижию, а не к отдельным спискам заповедей. И потому, что основанием прекращения действия той или иной заповеди является не крест Голгофы, а ИСПОЛНЕНИЕ. И это исполнение не обязательно привязано ко кресту. Примеров достаточно:

— Ин 18:31 — креста ещё нет, но заповеди Моисея о наказании смертью уже не действуют. Причина? Исчезла еврейская государственность и установлен приоритет государственных римских законов.

— заповеди о клятве, например, не являются частью закона церемониального или здоровья или семейного или гражданского, но и не являются частью Десятисловия. Остаются или прекращены? К Голгофе не имеют отношения.

— заповеди о праздниках: если весенние праздники исполнились на Голгофе, то летний праздник ещё был в силе после вознесения Христа, а осенние праздники начали исполняться только меньше двухсот лет назад. Дух Пророчества говорит, что праздник кущей для нас ещё остается, потому что он еще не исполнился. И он сегодня соответствует нашему празднику жатвы.

— заповедь о десятине, частично являющаяся церомониальной заповедью, относящейся к служению скинии, апостолом Павлом в 1Кор 9 главе применена к финансированию служителей нового завета: хотя это и церемониальный закон, но с Голгофой не прекращен.

Я мог бы продолжать примеры, многие из которых будут законы здоровья или законы гражданские, которые продолжают действовать и сегодня. Но скажу о другом:

Весть 1888 года была не столько вестью об оправдании верой, сколько вестью о том, что закон в Галатам был не церемониальный, а весь, включая и Десять Заповедей. Вестница Господня утверждает, что именно отвержение вести о законе в Галатам привело к задержке позднего дождя. А что это значит?

Вот эта схема — образец отвержения вести 1888 года! Потому что здесь законы разделяются произвольно, когда мы должны чётко знать значение каждой заповеди и понимать, она исполнилась в истории или нет? Причем, как видно из Ин 18:31, исполнение далеко не всегда связано со служением Христа!

Но мы должны понимать весть в Галатам и в Римлянам по отношению закона: «закон греха и смерти» — это именно десятисловный закон! Если мы этого не поймем, то мы останемся иудействующими фарисеями, пытающимися исполнить закон своими силами и оставшимися без Христа.

Христос не отменяет закон. Никакой! Ни одна заповедь не отменена. Но ряд заповедей исполнены, и потому их действие завершилось. Все остальные, не важно из какого списка, остались действовать. Но точно так же, как я без Христа, живущего в моем сердце, не способен выполнить первую или десятую заповедь из Десятисловного закона, так без Христа в моем сердце я не смогу выполнить и заповедь о чистой пище или о субботе или о возвращении украденного. Если я попытаюсь выполнить любую самую малую заповедь без Христа, то это будет автоматически нарушение первой заповеди Десятисловия, потому что всё, что не по вере — грех! А нарушивший одну (первую Десятисловия), виновен во всём.

Вот, почему я не согласен с этой таблицей разделения законов.

Очень многие заповеди Моисея остаются актуальными и сегодня в своем буквальном значении. Но и духовное значение тоже важно. Нельзя разделять законы на актуальные и не актуальные. Христос дал нам одно определение: отдельная заповедь может исполниться, и тогда она прекращает своё действие.

Добавлю ещё один пример из разряда санитарных законов: в древности людям были совершенно не известны микробы или трупный яд. Потому Господь дал целый ряд заповедей с указанием «нечист до вечера» и требованием [ритуальных] омовений одежды и тела. Сегодня нам известны правила гигиены, потому «нечист до вечера» теряет свой смысл — эта часть заповеди «исполнилась» в нашем знании о микробах и гигиене. Но сама заповедь актуальна: если прикоснешься к нечистому животному, если прикоснешься к трупу, если возвратишься с торга (с рынка) — непременно следует мыть руки, а то и поменять одежду. Заповедь актуальна, но некоторые «черты или йоты» исполнились и пришли к своему завершению.

Василий Юнак

 

P.S.: Хочу также пробежаться по утверждениям на иллюстрации, потому что они также не все верны:

Иду по порядку. Нравственный закон.

Иак 2:8,12. Хотя в стихе 11 упоминаются заповеди Десятисловия, но в стихе 8 цитируется не Десятисловие, а именно закон Моисеев! Так что царским законом следует считать не только Десятисловие, но весь список Торы — смотри Втор 17:18.

Следующие три пункта, что произнесен и записан Богом и помещён в ковчеге — верны полностью.

Но пятый пункт, что он был до греха — это уже фантазия. У Бога действительно был закон вечно и до греха, но не это Десятисловие. Я соглашусь, что это могло быть нечто в форме «Возлюби Бога… и возлюби ближнего…» (которые, кстати, являются частью закона Моисея, а не Десятисловия), но никак не Десятисловие, говорящее об изображении или прелюбодеянии или даже о родителях. Мы ведь говорим здесь о конкретных законах, в конкретных словах выраженных, но Десятисловный не существовал до Синая в том виде и в той форме, в которой дан Моисею. Напротив, именно о нём сказано в Гал 3:17, потому что именно Десятисловие было дано евреям спустя 430 лет после обетования Аврааму. Хотя и другие законы Моисея тоже были даны в то самое время и по тем же причинам.

Цель — познать грех. Этот пункт относится ко ВСЕМ законам Торы. Или, например, разве заповедь о чистых животных не дана с целью познать грех? Вообще всё послание к Римлянам говорит обо всех законах вместе взятых, не разделяя их. В этом суть вести 1888 года.

Следующий пункт также относится к обоим законам. Или мы можем сказать, что заповеди о «святыне Господней» не святы? Или мы можем сказать, что заповеди Моисея не праведны и не добры?

Вечность Десятисловного закона тоже при близком рассмотрении оказывается несколько преувеличенной. Например, зная, что в вечности не женятся и не выходят замуж, можем ли мы говорить о вечности заповеди «не прелюбодействуй»? Она «исполнится» сразу же, как только прекратится условие для необходимости этой заповеди.

А теперь посмотрим на Церемониальный закон.

В первом пункте Евр 9:10 действительно говорится о церемониальном законе, а вот в Еф 2:15 — не обязательно. Там может быть и закон Десятисловия в том же смысле, что и в посланиях к галатам и римлянам, где закон греха и смерти и закон детоводитель ко Христу — это в том числе и моральный закон Десятисловия.

Следующие три пункта в сравнении со 2-4 пунктами морального закона верны.

Евр 5:1; 8:4 не отвечают на утверждение, что этот закон «дан человеку по причине грехопадения». Об этом говорится в Гал 3:19, но это относится к обоим законам, как уже было сказано ранее.

Открыть план спасения во Христе — это да! Именно церемониальный закон детально иллюстрирует весь план спасения.

Подвержен изменению — да, изначально этот закон был рассчитан на то, что он исполнится во Христе. Однако и Десятисловие тоже, как мы выяснили, имеет элементы, подверженные изменению. Хотя приведенные тексты действительно относятся к церемониальному закону. Что касается совершенства — то здесь говорится не столько в плане оправдания и освящения, которого никакой закон не может дать, но в плане совершения искупления — закон служения в земном святилище изначально не мог довести до совершенства искупление, а только указывал на Христа, который совершит это искупление в свое время.

По большей части церемониальный закон был временным и исполнился на кресте, хотя другие части этого закона исполнились позже. Однако здесь следует отметить, что Кол 2:14 не имеет никакого отношения к закону — там речь идет о совершенно другом рукописании, а точнее — о завете, об обещании Бога спасти человечество. Проблема состоит в неверном понимании «рукописания», пригвожденного ко кресту. Это не закон! Это «долговая расписка» — именно таково подлинное значение греческого слова «хайрографон», переведенного как «рукописание». Позволю себе здесь в двух словах объяснить суть Кол 2:14. Когда человек согрешил, Бог обещал искупление. Его искупление было как бы долговой распиской Бога оплатить вину человека. Обычно при погашении долга расписка возвращается тому, кто оплачивает долг. Христос, оплатив долг греха человека «получил обратно долговую расписку» и пригвоздил её ко кресту, разорвав её, показав всем, что долг оплачен! Это исполнение завета, обязательства Бога, взятого на Самого Себя. Но это никак не отмена какого бы то ни было закона.

Итак, подведём итог: из 16 пунктов иллюстрации только шесть оказались верными. Вот, почему я не согласен с этой иллюстрацией!

В.Ю.

 

 



Печать статьи Печать статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.