ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Мощи Елисея, платки Павла и Господь…

Что и кто нас исцеляет? Учит ли Библия фетишизму и поклонению мощам? Два текста, 4Цар 13:21 и Деян 19:12 приводят к смущению одних и к фетишизму других. А что мы скажем?

Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. (Лк 19:11-12)

Я в том тексте вижу, что САМ апостол ПАВЕЛ СВОИМИ РУКАМИ прикасался к больным. В оригинале глагол, переведенный как «возлагали» стоит в неопределенной форме, никакого множественного числа здесь нет. Волне можно прочитать, что сам Павел, своими руками, возлагал свои платки и пояса на больных, исцеляя их. И вполне может быть, что это было чем-то вроде компрессов. Здесь скорее описаны некоторые из его манипуляций, которые он совершал — как и Христос, иногда мог слово сказать, а иногда брение делал и дважды повторял… Единственное, что в оригинальном тексте приводит людей к предположению о том, что это мог сделать не сам Павел, а другие его одеждой, это слово «апоферестай» (в русском переводе «возлагали») — пассивная неопределенная форма глагола «апоферо» — относить, уносить, нести прочь. Его рассматривают как свидетельство того, что якобы кто-то уносил от Павла его платки и пояса, а потом где-то в другом месте возлагал на больных. Однако такое толкование противоречит предыдущей фразе, что «Павел своими руками творил». Потому значение этого слова должно быть в смысле, что Павел сам снимал с себя эти платки и от себя переносил на больного.

«И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.» (4Цар 13:21)

Насчет костей, следует во-первых, понять, что там не было ни падения, ни захоронения в нашем представлении. В то время хоронили в склепах, в пещерах и углублениях, прикрытых плоскими камнями. Туда не бросали, а укладывали, обычно на небольшие столы или возвышения. В данной истории хоронили человека поспешно ввиду нападения моавитян. Потому укладывали его, очевидно, не совсем аккуратно. От прикосновения к останкам Елисея этот человек воскрес.

Что именно здесь произошло и почему? Однозначного мнения на этот счет нет. Но так как Господь никогда не совершает чуда просто ради чуда, то здесь мы должны усмотреть причину. Если смотреть контекст, то увидим, что повествование идет не последовательно:

Во-первых, обратим внимание на то, что перед этим Елисей упоминается в последний раз в начале главы 9, когда он посылает помазать Ииуя в царя над Израилем. И он царствовал 28 лет. После него воцарился Иоахаз и царствовал 17 лет. После него воцарился Иоас и царствовал 16 лет. После него воцарился Иеровоам второй.

4Цар 13:13 говорит о смерти Иоаса. Но стих 14 говорит о болезни Елисея, от которой Елисей умер (в русском синодальном переводе вставлено слово «потом») и о приходе к нему Иоаса. То есть эти события происходят ранее, еще при жизни Иоаса.  До стиха 20 описывается встреча Иоаса с Елисеем и пророчество о трех победах над сириянами. Затем смерть Елисея, моавитяне и чудесное воскресение. Далее стих 22 вспоминает давно почившего Иоахаза, А стих 25 говорит о трех победах Иосии. Следующая глава начинается вторым годом царствования Иоасса и продолжает описывать его жизнь… Вот такая непоследовательность событий во второй половине 13-й главы.

Но на что следует обратить внимание для правильного понимания описанного в этой части чуда воскрешения? Важным является время, прошедшее от предыдущего упоминания Елисея: последнее его действие было — послать пророка помазать в цари Ииуя. После этого проходит 28 лет царствования Ииуя и 17 лет Иоахаза, и ещё, вероятно, только два года царствования Иоаса. Итого — 47 лет, как минимум! А может и больше — мы не имеем точного основания для определения срока царствования Иоаса к моменту смерти Елисея. Плюс один год до чуда после смерти Елисея. Итого, пол века. Плюс-минус год-два.

Но ключевым текстом следует взять 4Цар 13:23 «Но Господь умилосердился над ними, и помиловал их, и обратился к ним ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом, и не хотел истребить их, и не отверг их от лица Своего доныне.»

Вот этот текст, вместе с полувеком молчания Господа, является ключом к пониманию причины воскрешения человека, похороненного в гробнице Елисея — Господу было важно в эпоху отвращения Израиля от истины, до того, как Израиль будет полностью рассеян по лицу земли, показать, что Он всё ещё пребывает среди Израиля. Этим чудесным событием, когда не зафиксировано ни одного пророка в Израиле, когда только во дни Иеровоама, сына Иоасова, то есть спустя ещё пару десятков лет, а то и больше, пророк Амос совершал служение, в самой середине этого длительного пророческого молчания, Господь свидетельствует Своё присутствие среди Израильтян.

Является ли это основанием для веры в мощи святых? Если обращать внимание на мощи Елисея, то это значит — не увидеть Господа! Потому что не человек Елисей, а Господь творит. И не человека Елисея следует помнить, а Господа. Потому, итогом этого размышления могут быть слова Христа, когда Он цитировал Аввакума: «Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк 19:40). Будет ли правильным поклоняться камням лишь потому, что они возопиют от нашего молчания? Полагаю, что нет. Потому и чудо в гробнице Елисея не является основанием для поклонения мощам, а должно заставить подумать о Господе, которого забыли.

Василий Юнак

 

P.S.: Почитание мощей? Всё, что Вы хотели узнать — https://youtu.be/hwcgQIiDbSk

 



Печать статьи Печать статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.