ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Когда «изменена» доктрина о природе Святого Духа?

Глава 3 из книги В.Д.Юнак «Обретая уверенность в Слове»

Оба упомянутые ранее письма утверждают, что учение о триединстве Бога вошло в Церковь АСД только после смерти Елены Уайт. При этом делаются попытки утверждать, что и сама Елена Уайт якобы была анти­тринитарием. Интересно, что это говорят люди, заявляющие, что они сами всё исследовали. Вот слова из шестой страницы «Открытого письма», которые я хочу документально опровергнуть в этой главе:

«Когда в 1931 году, через 16 лет после смерти вестницы Божьей Елены Уайт, были напечатаны новые доктрины Церкви АСД, впервые в них появилось учение языческой троицы, отвергнув веру пионеров адвентизма, с этого времени Церковь перестает покло­няться Богу Израилеву, заменив Его тремя богами. …

В 1980 году отречение было оформлено на официальном уровне, поскольку именно в 1980 году троица узаконена и становится полностью официаль­ной доктриной для адвентизма и всех несогласных с этим учением начинают исключать из Церкви.»

Вначале позвольте мне ответить на второй абзац приве­денной цитаты. Большинство нынешних адвентистов пришло в Церковь АСД в 1990-е годы, когда за несколько лет массовой евангелизации численность адвентистов на территории бывшего СССР выросло с 36 тысяч в 1981 году до 120 тысяч в 1999 году. Эти люди не могут знать, что было до их прихода в Церковь – чему учили адвентисты в той стране, которая была отрезана от всемирной Церкви на протяжении пятидесяти лет с 1924 по 1974 годы, со времени смерти Ленина до времени первого официального визита вице-президента ГК в Советский Союз. Но еще много среди адвентистов тех, которые, подобно мне, с детства знают вероучение Церкви АСД. Я родился в семье служителя, и я был крещен в том самом 1980-м году, но еще в 1970-м году школьные учителя утверждали, что я знал всю адвентисткую «пропаганду». К чему я это говорю? Я хочу сказать, что при всем этом я только в 1995 году узнал, что среди АСД когда-то были антитринитарные взгляды. Ни мой отец, который с четырехлетнего возраста был вовлечен в изучение Библии в адвентистской церкви в семье местного пресвитера, ни другие служители, ни разу не проповедовали о том, что Дух Святой – не третья Личность Божества. И знаете почему? Потому что все утверждения о 1931 и 1980 годах – это ложь, это выдумка тех, кто рассчитывает на невежество обратившихся в адвентизм в 1990-е годы.

Да, в 1980-м году появилась книга «27 адвентистких доктрин», которая на русском языке известна под названием «В начале было Слово». Появление этой книги и называют «официальным принятием доктрины о троице». Однако задолго до появления этой книги адвентисты изучали доктрины. Однако и до 1980 года в церкви изучались доктрины.

Если вы спросите старых служителей и даже многих старых активных членов церкви, какая книга была для них первым доктринальным учебником, то многие вспомнят «Сто пятьдесят доктринальных тем (или уроков)». По этой книге обучались доктринам все наши служители с давних лет. Я лично изучал доктрину о триединстве Бога по этому учебнику в 1970-е годы на молодежных занятиях. Эту толстую книгу перепеча­тывали на пишущих машинках, переписывали от руки, и извест­на она в России очень давно. На следующих трех страницах я привожу фотокопии титульного листа и урока о Святом Духе из книги, отпечатанной в 1924 году в Харбине, в Манчжурии – эти фотокопии были представлены мне Алексеем Опариным, в чьей коллекции хранится оригинал книги. Однако она существовала задолго до 1924 года. Она была составлена и использовалась как доктринальный учебник еще при жизни Елены Уайт. Далее приводятся фотокопии второго английского издания этого учебника, в котором триединство Бога и личность Святого Духа представлены еще в 1911 году – значительно раньше того периода, который обозначили авторы «Открытого письма»!

Давайте посмотрим на эти документальные свиде­тельства, которые сохранились до наших дней, и каждый при желании перепроверить, может пощупать эти документы своими руками.

 

Титульный лист доктринального учебника для служителей АСД, изданного на русском языке в 1924 году в Харбине.

 

Урок 11 доктринального учебника посвящен Святому Духу. Обратите внимание на «третье лицо в Троице».

 

Продолжение урока о Святом Духе.

 

Библиотечная печать и дата на форзаце английской книги «150 тем» 1911 года издания. Печать показывает, что книга была в Китае.

 

Второе издание «Библейские доктрины в 150 уроках» 1911 года. Издание адвентистского колледжа Волла-Волла. Первое издание было в 1910 году.

 

Доктрина о Святом Духе в книге «150 тем». Обратите внимание на пункт 2, содержащий цитату из книги «Желание веков».

 

Продолжение темы о Святом Духе. Можно сравнить соответствие перевода с русским изданием в г. Харбин 1924 года.

 

На предыдущих страницах представлены фотокопии книг, формировавших доктринальное убеждение тысяч адвентистов по крайней мере с 1911 года! А в это время Елена Уайт еще жила. Учение о триединстве Бога и о личности Святого Духа осталось неизменным с того времени и до сих пор. На протяжении уже целого столетия книга О.А. Джонсона «Библейские доктрины в 150 уроках» представляет детали вероучения Адвентистов Седьмого Дня для всех членов церкви, как на английском, так и на русском языках. В 1911 году эта книга была переиздана. Второе издание было пересмотренным, и потому я не могу сказать, как была представлена доктрина о трех личностях Божества в первом выпуске – я не смог найти ее первое издание. Однако есть другие публикации, которые показывают еще более раннюю дату повсеместного принятия учения о триединстве Бога и о Духе Святом как третьей личности Божества.

«Открытое письмо» в приложении ссылается на молит­венные чтения 1908 года, опубликованные в журнале «Масли­на», в котором цитируется книга «Желание веков», и в русском переводе нет слов «третья личность Божества» по отношению Святого Духа. Этот факт представлен как свидетельство тому, что текст книги «Желание веков» изменен, и в оригинальном тексте этих слов якобы тоже нет. Однако любой переводчик и даже просто знаток двух языков подтвердит, что по переводу нельзя судить о тексте оригинала.

Я желаю привести молитвенное чтение 1907 года, как в русском издании «Маслины», так и в английском издании «Ревью энд Геральд». Представляя его на двух языках я хочу подтвердить всемирное распространение этого молитвенного чтения. Была ли книга О.А. Джонсона «Библейские доктрины в 150 уроках» известна во всех общинах АСД, или являлась только учебником одного колледжа? Но молитвенные чтения читались одновременно во всех общинах АСД по всему миру. Более того, это чтение было представлено на четыре года раньше, чем Джонсон опубликовал второе издание своих «Библейских доктрин», когда Елена Уайт еще принимала активное участие в жизни Церкви АСД.

 

Титульный лист журнала «Маслина» за ноябрь 1907 года, содержащий интересующие нас молитвенные чтения. Этот журнал находится в коллекции Д.О. Юнак в г. Тула.

 

Интересующее нас чтение «Кто устоит?», автор Р.А. Ундервуд. Если возможно, прочтите всё это чтение. Но важные абзацы этого чтения будут приведены ниже.

 

Вторая страница чтения содержит известные цитаты Е.Уайт.

 

Третья страница молитвенного чтения – обратите особое внимание на предпоследний абзац – в нем вся суть этого чтения!

 

Журнал «Ревью энд Геральд» от 21-11-1907 с молитвенными чтениями.

 

Страница 12 журнала, в третьей колонке начинается чтение за среду, 18 декабря 1907 года «Кто устоит?» Р.А. Андервуд.

 

Страница 13 с окончанием молитвенного чтения. Третий и четвертый абзацы первой колонки содержат цитаты Елены Уайт.

 

Я считаю это молитвенное чтение весьма важным свидетельством тому, что доктрина о триединстве Бога уже в конце 1907 года при полной поддержке Елены Уайт распростра­нялась по всем общинам АСД как на английском, так и на русском языках. Другие языки нас сейчас не интересуют. И для того, чтобы у вас не было в этом сомнения, я представлю увеличенные копии избранных абзацев из этих изданий:

 

Обратите внимание на этот абзац на английском языке, в котором одно предложение выделено курсивом – специально для того, чтобы все читающие увидели его. Я приведу его здесь еще раз и приложу свой дословный перевод этого предложения из книги «Желание веков», как оно было опубликовано в 1907 году:

…Sin could be resisted and overcome only through the mighty agency of the third person of the Godhead, who would come with no modified energy, but in the fullness of divine power. It is the Spirit…

Дословный перевод этого отрывка звучит так:

…Греху можно противостоять и победить только через могущественное агентство третьей личности Божества, которая придет не с измененной энергией, но в полноте божественной силы. Это Дух…

А вот, как это представлено в русском переводе в журнале «Маслина» в исследуемом нами молитвенном чтении:

 

 

… Только силою Святого Духа, который придет во всей полноте Божественной силы, можно противостоять греху и победить его. Дух…

Рассмотрим также и вторую цитату, которая приводится по изданной в 1906 году брошюре Елены Уайт под названием «Специальные свидетельства для церкви», Серия Б, № 7, на стр 63, а также была опубликована в журнале «Школа библейского обучения» (Bible Training School) от 1 марта 1906 года, и вошла в книгу «Евангелизм» на 615 странице оригинала. В молитвен­ном чтении также есть тексты, выделенные курсивом:

 

Журнал «Школа библейского обучения», 1906 год. Исследуемая цитата расположена в середине последнего абзаца в правой колонке.

 

Я хочу привести собственный перевод последнего предложения из этой цитаты, которое начинается со второго выделенного курсивом фрагмента:

…Есть три живых личности небесного трио; во имя этих трех великих сил – Отца, Сына и Святого Духа – крещены те, кто принимают Христа посредством живой веры, и эти силы будут сотрудничать с повинующимися подданными неба в их усилиях жить новой жизнью во Христе.

И вот как этот отрывок представлен в журнале «Маслина»:

…Во имя сих трех – Отца, Сына и Святого Духа – те получают крещение, которые с живою верою принимают Христа, и эти три помогут вести новую жизнь во Христе.

 

 

Как видите, русский перевод в журнале «Маслина» передает основную мысль текста, однако упускает те детали, которые так важны для нашего обсуждения. Почему? Ну, во-первых, это стиль переводчика. А во-вторых… позвольте пред­положить, что для русского читателя того времени это было совершенно не важно, потому что среди русских адвентистов не было сомнений о триединстве Бога.

В качестве подтверждения представлю вам другую цитату из «Маслины», где слово «троица» вписано переводчиком там, где его нет у Елены Уайт:

 

 

Это 87 страница из Приложения к «Маслине» №5 1911 г., содержащая часть урока субботней школы на июль 1911 года. В левой колонке дается цитата из 38-й главы книги «Великая борьба». Предлагаю сравнить переводы:

Эта работа будет подобна той, что произошло в день Пятидесятницы. Как «ранний дождь» при сошествии Свято­го Духа был послан в начале распространения Евангелия для того, чтобы взошло драгоценное семя, так и «поздний дождь» будет излит в конце времени для созревания жатвы. … При завершении великого дела Евангелия сила Божья должна проявляться так же, как при его начале. Те проро­чества, которые исполнились при излитии раннего дождя в самом начале проповеди, вновь должны повториться при излитии позднего дождя в конце времени. … Слуги Божьи с просветленными лицами, на которых лежит печать святого посвящения, будут торопиться принести небесную весть во все уголки земли. Тысячи голосов повсюду провозгласят это предостережение. Произойдет множество чудес, больные будут исцеляться, знамения и сверхъестественные случаи будут сопровождать верующих. Сатана также будет творить «великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми» (Откр. 13:13). Тогда-то жителям земли и предстоит сделать окончательный выбор. (Великая борьба, стр 612-613).

Сравнивая эти два перевода, обратите внимание на то, как «день Пятидесятницы» превратился в «святую Троицу». Почему? Вероятно потому, что для русского адвентиста того времени вопрос троицы совершенно не стоял. Точно так же, как для Елены Уайт, которая вышла из методистской церкви, вопрос триединства Бога не стоял, так и для русских или немцев, которые были выходцами из православия или лютеранства, не было проблем с принятием Святого Духа как третьей личности Божества. И только те, кто подобно Джеймсу Уайту, Джозефу Бейтсу или Урии Смиту, были в церкви, учившей против триединства Бога, им приходилось долго идти к познанию истины о Боге.

Также этот второй вариант перевода показывает, как два разных переводчика могут по-разному представить один и тот же текст. И потому, хотя перевод предыдущих текстов в «Маслине» и лишен некоторых важных для нас деталей, тем не менее, он может считаться точным. Однако использовать любой перевод для восстановления оригинального текста – это не реально. Утверждать, что в оригинальном тексте присутствует или отсутствует то или иное слово лишь потому, что переводчик его написал или опустил – нельзя.

Однако возвратимся к молитвенному чтению, которое мы начали рассматривать. И теперь обратим внимание на пред­последний абзац этого чтения, в котором выражено резюме:

«Если вера во святую Божественную Троицу уничтожена и тот Единый, Которому дана сила проти­востоять врагу человека и побеждать его, отвергается, то мы предоставлены нападению сатаны и лишены силы бороться с нашим врагом. Таким образом унич­тожается вера человека в особенное дело Господне, которое должно совершиться на земле, и в небесном святилище во время распространения тройной вести в Отк. 14 главе.»

И эти слова читались в каждой общине Адвентистов Седь­мого Дня по всему миру 18 декабря 1907 года! И кто-то после этого пытается сказать, что учение о Троице появилось в Церкви АСД только шестнадцать лет спустя после смерти Елены Уайт? Нет, это учение проповедовалось на протяжении не менее восьми лет до того, как Елена Уайт успокоилась в Господе. И даже больше, потому что слова, цитируемые в этом молитвен­ном чтении, все-таки были написаны рукой Елены Уайт еще до 1898 года, когда первое издание книги «Желание веков» вышло из-под печатного станка. Нет, не шестнадцать лет после смерти Елены Уайт, но более шестнадцати лет до своей смерти Елена Уайт возвещала это учение. Вот, почему в оригинальном английском издании этого молитвенного чтения, самые важные фразы в цитатах Елены Уайт были выделены курсивом.

Но я хочу сказать больше: авторы этого ложного анти-тринитарного учения, которое с 1995 года стало навязываться адвентистам, и особенно те, которые разыскали в «Маслине» признаки «искажения» перевода цитаты из «Желания веков», не могли не заметить этого молитвенного чтения! Они не могли не заметить употребления слова «Троица» вместо слова «Пятиде­сятница», не могли не заметить, что это молитвенное чтение не опровергает, а утверждает учение о том, что Святой Дух – это именно третья личность Божества, представленного как «небес­ное трио». А если это действительно так, то они не просто заблуждаются сами, но умышленно искажают истину, чтобы увлечь в погибель тех, кто доверяет им. Тех, кто искренне заблуждается, понять можно. Но тех, кто умышленно скрывает истину и выискивает фразы, при помощи которых истина может быть извращена – этих людей нельзя понять и нельзя принять.

Позвольте мне еще раз повторить резюме этого молитвен­ного чтения, теперь уже в моем собственном переводе с англий­ского, потому что оно сообщает нечто важное:

«Когда вера в трио Божества разрушена, и Тот, Кому передана власть противостоять и побеждать вра­га людей, отвергается как ничто, тогда мы оставлены под жестокими ударами сатаны, без силы противо­стоять нашему противнику. И таким путем разрушена вера человека в любую особую работу Бога, которая должна быть совершена на земле или в святилище на небе как часть троекратной вести Откровения 14.»

Только Святой Дух противостоит сатане, и если Святой Дух отвергнут как личность Божества, то некому больше защи­тить нас от сатаны! Оставшись без силы Святого Духа, отверга­ющие триединство Божества прибегли к явному обману, пыта­ясь утверждать, что учение о трех личностях Бога не было у Церкви АСД до 1931 года. Они лишь надеются на невежество и слепое доверие тех, кто присоединился к адвентистскому дви­же­нию уже после 1990-х годов, полагая, что неукорененных в истине будет легко исторгнуть как не имеющих корня или заглушить как взошедших между тернием.

«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие извра­тить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал 1:6-9).



Печать статьи Печать статьи

2 комментария

  1. Юрий:

    Хорошее подспорьем и убедительные доказательства

  2. Олег:

    Однако почему то некоторые забывают, что муж и жена стали одной плотью, муж на работе, жена дома, две личности, а плоть одна! Не две плоти,а одна плоть. Как это понимать? Никак, принять эту формулу брака толькой верой. Так и в отношении Бога, три Божественные личности, Отец, Сын, и Дух Святой, суть едины, 1иоанна 5гл.7стих.

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.