ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Десятина и «имперфект плюс аорист»

Нападки на библейскую десятину становятся всё более изощренными. Потому что сатана использует образованных людей для борьбы с истиной, которые оперируют загадочными терминами, понятными лишь немногим, и аргументами типа: «Этот вопрос был задан известному богослову АСД. Он долго не отвечал, а потом удалил мой вопрос. Видимо чтобы другие не читали.»

Так вот, совершенно не претендуя ни на титул богослова, ни тем более на известность, я всё же хочу ответить автору «имперфекта плюс аориста», которого я знаю, но по имени называть не буду.

Некий бывший служитель ведёт активную агитацию против десятин. И в качестве одного из аргументов он пытается утверждать, что в тексте «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк 11:42) слова «надлежало делать«, относящиеся к десятине, в оригинальном греческом языке представленные формами глаголов «имперфект» и «аорист» (для тех, кто не знает: это грамматические формы глаголов, а не произношения оригинальных греческих слов), фактически означают действие, которое завершилось ко времени его упоминания.

То есть, автор этой теории утверждает, что «Эти два глагола «надлежало» и «делать» стоят в форме имперфекта и аориста. Имперфект и аориста — это глагольные формы, указывающие на неопределенное действие в прошлом, законченное к настоящему моменту. А когда Христос говорит о вере и милости, Он использует глагол настоящего времени не законченное действие. То есть когда Христос говорил о десятине, Он говорил о ней как законченном действии. А когда говорил о вере, суде и милости, то говорил о них, как о непрекратившихся действиях.»

В качестве объяснения и примера приводились другие тексты с подобной грамматической конструкцией, например:

«Деян 17:3. В этом тексте в фразе «надлежало пострадать» ситуация аналогична с текстом Мф 23:23. Здесь глаголы тоже имеет форму имперфект + аорист. То есть речь идет о законченном действии в прошлом. Думаю никто не предположит, что Христу и дальше надо было вновь и вновь «пострадать». Этот текст наглядно показывает значение глаголов имперфект + аорист. Христос надо было пострадать в прошлом. Это произошло, и опять это делать не требуется. В общем, действие в прошедшем времени, законченное к настоящему моменту.»

И вот это якобы было представлено некоему богослову, который не нашёл, что ответить.

Но поскольку я не богослов, то рискну ответить на эту замудренную ересь.

Во-первых, насчет имперфекта плюс аориста. Да, само сочетание глаголов говорит о совершенном действии. Однако это вовсе не означает, что обозначенное действие не должно больше никогда повторяться и совершаться. Мы можем взять примеры имперфекта и аориста, например, что Христу «надлежало пострадать» и делать вывод, что поскольку Христу больше страдать никогда не придётся, то такое сочетание говорит, что действие, выраженное аористом, уже навсегда пришло к своему завершению. И при таком мышлении было бы логично заявить, что высказывание о десятине «надлежало делать» предполагает, что больше никогда не требуется делать — давать десятину. Однако разве у нас нет других примеров имперфекта и аориста?

Мф 18:33 — «надлежало помиловать». Давайте применим сюда «правило Константина» (я обозвал это правило именем его автора) и начнём всем проповедовать, что время милости завершилось навсегда и теперь нам никого не следует миловать! Будет ли это соответствовать истине?

Лк 15:32 — «надлежало радоваться». Всё, уважаемые противники десятины, время радости навсегда в прошлом. Теперь можно только печалиться и грустить. Так?

Вероятно здесь нечто совсем другое: да, милость надо было проявлять до сих пор, как над ними произнесён суд; радоваться надо было до сих пор, пока отец не вышел…

Но здесь есть не только грамматическое объяснение. Давайте подумаем о времени и обстоятельствах, когда Христос говорил о десятине. Это 11-я глава Луки. До 22-й, где начинается страдание Христа, ещё есть половина Евангелия. Если бы Христос предполагал, что десятина действовала лишь до того момента, как Он это сказал, то… во-первых, что бы Ему ответили все иудеи священники? А во-вторых, чем бы питались левиты и священники ещё года полтора-два до Его распятия? Да и не находим мы нигде, чтобы иудеи хоть как-то отреагировали на такую «попытку отменить» заповедь о десятине, как они реагировали на «нарушение субботы», например. Вот если бы эти слова Христа в таком «имперфектном аористе» да и в уста какого-либо из апостолов, тогда ещё можно было бы придумывать, что этими словами объявлен конец десятине.

Нет, десятина не отменена ни Христом, ни апостолами. Равно как и никакая другая ветхозаветная заповедь не отменена. Да, некоторые заповеди исполнились, и потому пришли к своему завершению. Но заповедь о десятине была продолжена апостолом Павлом в 1Кор 9:13 — «питание от святилища» — это именно десятина, приносимая в дом хранилища при святилище. Это та самая левитская десятина. И именно на неё указывает апостол Павел, как на принцип питания проповедников Евангелия.

Василий Юнак



Печать статьи Печать статьи

1 комментарий

  1. Гость:

    Я ратую за добровольную чисто сердечную целевую церковную десятину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *