ajax-loader
header1 header2 header3 header4 header5 header6 header7 header8 header9 header10 header11 header12 header13 header14 header15 header16 header17

Гог, Магог, цари Северный и Южный…

Мне задали вопрос о том, кто такие Гог и Магог, а также цари Северный и Южный, и имеют ли они отношение к России? Здесь представляю свой ответ, опубликованный ранее в одной из соцсетей.

Сегодня есть несколько разных версий о царях северном и южном. Но все они основаны на толковании 11-й лавы Даниила, причем, самой последней её части. Чаще всего речь идет о стихах 40-45, но иногда ещё и 36-39.

И прежде чем что-либо говорить на эту тему, следует разобраться с некоторыми руководящими принципами.

Практически есть два важных принципа, которые я хотел бы здесь упомянуть:

1. Церковь АСД всегда доктринально придерживалась принципа ИСТОРИЧЕСКОГО толкования пророчеств Библии. Об этом также однозначно сказано и в Свидетельствах Духа Пророчества.

Это означает, что любые пророчества, которые ещё не исполнились, Церковь АСД не толкует! А если что и говорит, то с оговоркой, что это может быть и иначе.

2. Ранние АСД ожидали пришествия Христа в ближайшие годы и десятилетия после 1844 года. Но по причинам, указанным в том числе и в книге «Желание веков» на стр 633, пришествие Христа отсрочилось на неопределенный период, который растянулся уже на 170 лет. Это Господь ожидает нас, как говорил об этом апостол Петр в 2Пет 3:9.

Потому у ранних АСД могли быть одни понимания заключительных событий 11-й главы Даниила, а сегодня они совершенно другие. И это — вполне нормально.

В качестве примера изменения толкования пророчеств ранними АСД по мере задержки пришествия, хочу упомянуть толкование семи церквей Откр 2-3 глав:

Начиная от времени Уильяма Миллера и до середины 1850-х годов у миллеритов и ранних АСД было понимание, что первые четыре церкви прошли до 1798 года, а последние три церкви сосуществовали одновременно до самого конца, до пришествия Христа, представляя собой Сардис — те церкви, которые отвергли весть Миллера; Филадельфия — Миллериты и особенно те из них, что приняли истину о святилище; Лаодикия — те из миллеритов, которые отвергли истину о святилище, то есть прочие из адвентистов, которые не АСД. Такое толкование было опубликовано Джозефом Бейтсом в Ревью в 1850 году и подобное публиковалось миллеритами еще в 1844 году.

Но уже в 1856 году Джеймс Уайт опубликовал в Ревью новое понимание семи церквей как последовательно сменяющихся периодов, в котором Филадельфия завершилась в 1844 году и началась Лаодикия. В 1857 году Елена Уайт писала о повсеместном принятии учения о том, что Лаодикийский период относится к АСД с 1844 года.

То есть, в 1856 году ранние АСД поменяли свое толкование семи церквей откровения именно потому, что Второе пришествие Христа задерживалось и они по-новому посмотрели на пророчества Откровения.

Вот эти два принципа толкования пророчеств мы имеем. Повторю кратко:

1. Историческое толкование пророчеств
2. По мере задержки пришествия Христа Церковь АСД может внести поправку в понимание тех пророчеств, которые считались исторически исполнившихся ранее

Среди АСД существует понимание, что «смертельная рана исцелела» в 1929 году, когда было восстановлено государство Ватикан. Однако если посмотреть на «Желание веков» стр 633, где Вестница Господня утверждает, что если бы мы как народ выполнили свое предназначение, то Христос уже давно (к 1898 году) пришел бы, то понятно, что восстановление Ватикана не могло быть толкованием «исцеления смертельной раны» во времена Елены Уайт и даже полтора десятилетия после её смерти.

Исцелела ли смертельная рана? Да, конечно! Папство восстановилось после смертельной раны, нанесенной Наполеоном. А вот на вопрос, какое именно событие обозначает исцеление раны? Я на этот вопрос отвечать не возьмусь. Это может быть и избрание очередного папы после плененного, и тот же самый Ватикан в 1929 году, и Второй ватиканский собор 1962-1965 годов, и установление дипломатических отношений США с Ватиканом в 1980-е годы, что-либо ещё, в том числе и в будущем. Но по сути точная дата нам не важна — она ничего не меняет: нам важно согласиться, что папство потеряло свою власть в мире, а потом снова её обрело.

А теперь возвращаемся к царям северному и южному из Даниила 11 главы.

Первое издание Толкования Откровения Урия Смит издал в 1865 году. Соответственно, его толкования были не совсем такие, как мы видим сегодня, потому что прошло уже более 150 лет, наполненных различными событиями, которые можно ИСТОРИЧЕСКИ наложить на последние стихи 11-й главы Даниила.

Нам известны различные толкования Урии Смита и Джеймса Уайт стихов Дан 11:36-39. Но стихи 40-45 до сих пор неоднозначно толкуются адвентистскими богословами. Почему? Потому что это — заключительные действия в пророчестве, а наша история ещё продолжается. Завтрашние события могут переписать все вчерашние толкования этих текстов.

Возвращаюсь к царям северному и южному: сегодня есть несколько разных толкований, но нам следует строго придерживаться толкований ИСТОРИЧЕСКИХ и отвергать все футуристические толкования. Например, Олег Жиганков толкует Дан 11:40-45 футуристически. Этого принимать нельзя. Он может оказаться прав, а может и нет. Но мы, как Церковь АСД никак не можем изменить своему принципу ИСТОРИЧЕСКОГО толкования пророчеств.

Потому, считаю, что правильнее будет говорить, что мы можем толковать все события до ПРЕДпоследних, а именно — мы толкуем события Дан 11-й главы вплоть до стиха 39. А вот со стиха 40 и до конца мы просто не имеем основания для толкования, потому что эти события могут быть ещё в будущем.

Здесь также был вопрос о Гоге и Магоге. Есть давние мнения о том, что «Гог, царь Роша» (Иез 38:3) — это царь России. Это потому, что в английском и некоторых других переводах «Роша» звучит почти как «Раша» (Россия по английски).

Однако мы, АСД, в своем толковании пророчеств поглядываем в том числе и на «вернейшее пророческое слово», без которого невозможно самому понять пророчества Писаний (2Пет 1:19-21), то есть к Духу Пророчества.

Елена Уайт лишь однажды упомянула Гога и Магога — в «Слове к малому стаду» на стр 12 (1847 год). Там она говорит о событиях в конце тысячелетия, когда нечестивые воскреснут для суда и будут собраны сатаной для захвата Нового Иерусалима. И вот в связи с этим она говорит об окончательном уничтожении воинства нечестивых — Гога и Магога.

То есть, исходя из свидетельств Елены Уайт, та последняя битва, в которой будут участвовать Гог и Магог — это тот армагеддон, это та битва из Иоиля 3 главы, в которой Господь совершит окончательное уничтожение сатаны и нечестивых в конце тысячелетия, и не имеет отношения ни к какому конкретному государству нынешней истории земли до второго пришествия Христа.

Вот таково моё понимание поднятых вопросов.

Беседуя с другими людьми Еленой Уайт мы аргументировать не можем. Как можно объяснить Священным Писанием и историей?

Да, разговаривая с не-АСД нам следует опираться исключительно на Писание. Однако прежде чем мы выйдем на благовестие, тем более на преподавание такой темы, нам следует быть посланными Господом, а не самим бежать, рассказывая «мечты сердца своего» (Иер 14:14). А это, основываясь на 2Пет 1:19-21, не возможно без предварительного исследования Писания СОВМЕСТНО с исследованием Свидетельств Духа Пророчества. Ввиду того, что это группа именно АСД, то вижу важным говорить открыто о Свидетельствах.

Однако да, нам нужно уметь всякую доктрину обосновывать исключительно Библией, предварительно поняв истинное учение Библии при помощи Свидетельств. И мы его увидели в вопросе Гога и Магога. Теперь посмотрим только на Библию и увидим в ней то же самое.

Если мы рассмотрим параллельно апокалиптические Пророчества Иезекииля, Иоиля, Откровения — можно вполне показать, что это Армагеддон, то есть события в конце тысячелетия. Хотя следует помнить проблему с позиционированием самого тысячелетия разными христианскими церквами.

Откр 20:7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

Писание объясняет само себя. Иоанн в Откровении видит исполнение того, что было предсказано Иезекиилем и другими пророками, говорившими о «Дне Господнем». Помним, что в Ветхозаветных пророчествах «День [Господень, тот, и тп]» означает последний день Божьего суда. Об этом мы находим не только у Иезекиля, но также у Исаии, Иоиля, Малахии и других пророков. Они не всегда говорят конкретно именно о дне перед вторым пришествием Христа, потому что многие ветхозаветные пророчества имеют двойственное исполнение — одно буквальное, для буквального Израиля, которое подчас преувеличено в своём описании, и второе — духовное, для духовного Израиля, относящееся к эсхатологической истории, подчас приуменьшенное ради первого своего применения.

Ярким примером этого является, например, пророчество Исаии 65, где для буквального исполнения волк и ягненок, пасущиеся вместе — это преувеличение, а для духовного исполнения столетний грешник и умирающий юный старец — это преуменьшение.

Мы должны не только сами понимать эти особенности библейских пророчеств, но и уметь объяснить другим.

Потому, показав двойственность пророчеств, возвращаемся к Иезекиилю. С одной стороны, те же Мешех, Фувал, Рош и прочие народы или города в земле Магог, над которыми правил князь по имени Гог (это имя вполне может быть не реальным, а символическим), были реальными противниками Израиля во время Иезекииля. Исполнилось это пророчество буквально или нет — это уже зависит от условий. Все Библейские пророчества условны и зависят от верности народа Божьего. Мы это знаем и по книге Ионы и по тщательному изучению других пророчеств (одно из таких исследований здесь — http://www.ya-adventist.ru/736) Но перед нами не стоит цель узнать буквальную часть пророчества и проследить, как оно исполнилось. Мы говорим о духовной части пророчества. Для этого следует обратить внимание нашего собеседника на следующие элементы в пророчестве о Гоге:

Иез 38:7-8 Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно.

Этот текст параллелен тексту из Иоиля 3:9-14 где Господь собирает в долину суда всех противников Израиля, которые ранее угнетали его.

Стихи 9-11 из 38 главы Иезекииля взяты Иоанном (точнее, Господом в видении Иоанна) в Откр 20:7-8 для описания сцены, как воскресшие нечестивые под предводительством сатаны будут окружать Новый Иерусалим.

Иез 38:16 прямо утверждает, что это будет «в последние дни». Стихи 18 и 19 говорят о последнем излитии гнева Божьего, потрясущего всю землю. Стих 22 показывает инструмент гнева Божьего: град, огонь и сера. Вспоминаем, что град упомянут ещё Иовом, как инструмент последней битвы Божьей (Иов 38:22), и естественно, град присутствует в Откровении как элемент наказания Божьего в последнее время. Что касается огня и серы, то в той же 20-й главе Откровения стихи 9 и 10 описывают уничтожение Гога и Магога огнем и серой. То есть, параллель налицо. 39-я глава Иезекииля точно так же может быть понята именно в смысле духовного избавления народа Божьего в конце земной истории, когда Господь собирает искупленных со всех краев земли для вечного спасения.

Нужно ли что более говорить? Да, можно и четвертую главу Малахии здесь вспомнить, и пророчества Исаии и Иезекииля о сатане, и многое другое. Но главное — упоминание Гога в Откровении в конце тысячелетнего царства.

Да, при этом надо учитывать верования нашего собеседника о тысячелетнем царстве вообще и о втором пришествии Христа в частности. Потому что есть те, кто напитан учением Сторожевой башни о тысячелетии благоденствия; есть те, кто не знает ничего кроме баптистского «тайного восхищения», равно как есть и те, для кого тысячелетие — вообще некий непонятный символ Откровения, которым можно пренебречь, особенно в виду того, что Мартин Лютер с большим сомнением включил Откровение в канон Священного Писания.

Тема Гога и Магога не является той темой, которую мы должны проповедовать везде и на каждом углу. И тем более нам не следует поддаваться искушению привязывать «князя Роша» к России. Это будет ещё хуже, чем привязывать Чернобыльскую катастрофу к пророчеству о звезде по имени Полынь из Откровения. Такие проповеди могут привлечь внимание любителей сенсаций и «желтой» прессы, но они вызовут отвращение к истине у тех, кто более серьезно относится к исследованию Писаний.

На этом я закончил свой комментарий по Гогу и по царям севера и юга.

Василий Юнак

 



Печать статьи Печать статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.