В 4 квартале 2016 года мы изучаем книгу Иова. Да и по порядку чтения Библии мы начали читать Иова в последние дни сентября. Это уже третий раз за последние лет тридцать уроки Субботней школе обращаются к этой древнейшей книге Библии.
При этом 16 лет назад в издательстве «Источник жизни» вышла моя книга «Откровение из бури». Два ее тиража уже распроданы, и найти её в книжных лавках практически не реально. Но она есть в электронном виде, доступна для скачивания в нескольких местах.
Но искать уже не надо, вот здесь вы можете скачать все материалы:
Книга «Откровение из бури» — yunak-vd-otkrovenie-iz-buri-a5
Брошюра «Десять ответов на страдания» — yunak-vd-desyat-prichin-stradanij-a6
Урочник субботней школы с комментариями — ssh-4-kv-2016
Также я был приглашен провести семинар по книге Иова для учителей субботней школы Московского объединения церквей АСД. Семинар, длительностью три часа транслировался на сайте mosadvent.ru и должен появиться в хорошем исполнении в их видеотеке. Но свою запись я уже выставил на своем канале, где будут появляться и видео записи моих уроков Субботней школы по Иову — https://www.youtube.com/playlist?list=PLXG2P6ancb-6v3yLpflSvD_RtGLpt4fq8
Вот прямая ссылка на первую часть, в которой я представляю самую главную часть книги Иова — речь Господа к Иову, в которой Господь открывает Иову подлинную причину его страдания и открывает историю появления сатаны и его вечную участь.
Во второй части семинара я бегло просмотрел все 14 уроков Субботней школы, составленные Клиффордом Гольдштейном и дал свои рекомендации по проведению уроков, а также ответил на ряд поступивших вопросов.
Из не отвеченных на тот момент вопросов остался один. А именно: я сходу не смог ответить на вопрос о том, почему в других переводах Библии нет последних стихов 40-й главы Иова. Ответ оказался простым — эти стихи перенесены в начало 41-й главы в некоторых изданиях Библий. Это такая же ситуация с нумерацией стихов и глав, как и в Псалтире и в некоторых других местах. Кстати, полный список различий в нумерации между русским и английским изданием Библии можно найти здесь — http://www.biblestudy.ru/tablitsa-perescheta
Я всегда готов ответить на поступающие вопросы. Пишите комментарии здесь (ответы появляются не сразу, потому что здесь вопросы модерируются) или в соцсетях (отвечаю быстрее):
Фейсбук — https://www.facebook.com/vasily.yunack/posts/1074517635917953
Вконтакте — https://vk.com/vyunak?w=wall1401959_1236
Одноклассники — https://ok.ru/profile/220350923598/statuses/65881027797070
Благословенного исследования Книги Иова!
Василий Юнак
P.S. Только что получил ссылки на записи семинара Московской церкви. Возможно кому-то этот вариант покажется приятнее. Содержание идентично, но с другой камеры сделано профессионально.
I am a pastor in the Adventist church in Lithuania
I would like to ask for some help
like can we get more material on the Book of Job?
since You wrote the book
I have it and I like it
I am interested in these questions:
what is God’s fear in the book of Job?
can we say that Job was depressed? if Yes, why if not why?
what helped Job to cope with this big stress in his life?
many thanks in advance
Greetings, Brother Bertold! You’re asking good questions. I never thought of them.
And I tried to look at the «fear» in Job. Well, I used Russian Bible to start the search. And I found that there are many different words translated as the «страх» in Russian, and those are not completely corresponding with English and Hebrew.
The owerall theme of «the fear of the Lord» is not an easy one in the Bible as we have to search for a link between reverence and terror. I never tried to study it based on original texts.
I think, this might be one of the future themes for my study. In any case, we need to compare the translations and then sort according the hebrew words, and then study the text. It will take some time.
Regarding the depression, this is a modern psychological term that appeared since the psychology was recognized as a science. And even with that there are different views on depression. Some regard it as illness, and other see it as a normal or regulsr reaction to a situation.
I compared two wikipedia articles, Russian and English.
Depression is a state of low mood and aversion to activity that can affect a person’s thoughts, behavior, feelings and sense of well-being.
People with a depressed mood can feel sad, anxious, empty, hopeless, helpless, worthless, guilty, irritable, angry, ashamed or restless. They may lose interest in activities that were once pleasurable, experience loss of appetite or overeating, have problems concentrating, remembering details or making decisions, experience relationship difficulties and may contemplate, attempt or commit suicide. Insomnia, excessive sleeping, fatigue, aches, pains, digestive problems or reduced energy may also be present.
Depressed mood is a feature of some psychiatric syndromes such as major depressive disorder, but it may also be a normal reaction, as long as it does not persist long term, to life events such as bereavement, a symptom of some bodily ailments or a side effect of some drugs and medical treatments. A DSM diagnosis distinguishes an episode (or ‘state’) of depression from the habitual (or ‘trait’) depressive symptoms someone can experience as part of their personality. = https://en.wikipedia.org/wiki/Depression_(mood)
Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
Как психическое расстройство является нарушением аффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает каждый десятый в возрасте старше 40 лет, две трети из них — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5 % детей и подростков в возрасте 10—16 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, депрессия является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. Общая распространённость депрессии (всех разновидностей) в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %. Во многих работах подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройств в этом возрасте соответствует и бо́льшая частота суицидов. = https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
Russian wikipedia tends to present depression as the health disorder, while English wikipedia speaks more of a mood.
I decided to check Lituanian wikipedia, and I like it’s short statement: not all we call depression is actually the depression.
Depresija – labai aiškius simptomus turintis žmogaus emocinio balanso sutrikimas, kuriam būdinga prislėgta, bloga nuotaika. Jos metu sulėtėja mąstymas, judesiai, sutrinka vidaus organų veikla. Depresija – vienas dažniausių psichikos sveikatos sutrikimų. Anaiptol ne visa, ką nespecialistai šiuo žodžiu vadina, yra depresija ar bent jau jai gimininga. = https://lt.wikipedia.org/wiki/Depresija
Therefore, if to look at depression as a state of mood with corresponding feelings and actions, then yes, Job had the depression. He was silent for long time (slow on actions), he cursed his day of birth and asked for death, and of course, he had many bad feelings.
But we cannot say that Job had any mental disorder that characterizes a sickness. I do not see any symptomes of that.
What helped Job to cope with so great stress? I would say in one word, «hope».
Well, we could talk of God Who supported him, but that would give the satan opportunity to say that God is unfare. So, I cannot say about any help from God.
At the same time, I would say about constant connection of Job with God. This is not any physical support, but it is rather a reasonable understanding of a relation and communication with God. Though we see that for a time Job does not receive any answer from God, but he still has the hope. And this hope works as a one-way link with God untill God answers back to keep the communication.
So, even in the situation where there is no signs of any active connection with God, the hope will continue to provide a one-way link with God. And that helps.
Another possible answer could be «faith». But it almost never mentioned in the Book of Job. Almost — thogh there is a word or two related to faith or trust, but it is not used in relation to Job himself. While hope is mentioned many times by Job and by his friends in relation to him.
That’s why my answer is «hope».
Может быть у меня другой урочник, но в моем урочнике урок №11
называется «Из бури» и полностью посвящен речам Господа.
Олег, уверен, что урочник у нас одинаковый. Открываем урок 11 и смотрим:
Каждый урок состоит из семи частей по дням недели от субботы по пятницу. О чем говорит каждая часть этого 11 урока?
Суббота — кроме памятного стиха нет слов Господа. Только в последнем предложении обещано, что Бог будет говорить за Себя.
Воскресенье — информация о том, что Бог включился в разговор. Дальше — ни слова о том, что же на самом деле Бог говорит.
Понедельник — вопрос Бога из одного второго стиха, а дальше размышления о том, что Бог часто задает вопросы. И никакого рассмотрения самого вопроса. То есть, речь Бога не разбирается, а пока разговоры вокруг да около.
Вторник — только здесь цитируются слова Бога и происходит попытка объяснить их как непонятные Иову вопросы о Творении.
Среда — хотя рекомендуется прочитать главы 38 и 39, но только для сравнения с современными ответами людей. При этом, больше никакого размышления о содержании речи Господа, ни цитирования Его слов Иову.
Четверг — только слова Иова о раскаянии и прочий разговор о подобной реакции Исаии и Петра. Никаких слов Господа не цитируется и не разбирается.
Пятница — ничего о речи Господа к Иову.
Итого, только во вторник рассматривается Иов 38:4-41. А где еще три главы речи Господа?
Вот, почему я говорю, что ТОЛЬКО ОДИН ДЕНЬ в 11-м уроке посвящен речи Господа.
Благодарю Бога за книгу Иова и за ваш разбор этой книги, за ваши подробные комментарии! Готовилась к уроку и обнаружила 2:4 (кожу за кожу) не могли бы вы пояснить, почему сатана ТАК говорит. Спасибо.
Я слышал, что некоторые толкователи пытаются на этих словах построить какую-то новую идею. Но я сам не исследовал это место.
Но быстрое знакомство с оригиналом этого текста подсказывает мне, что этот перевод не слишком точный. Потому что автором Иова является Моисей, и у Моисея есть текст Левит 24:20
«перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.»
Так вот в этом тексте конструкция «ххх ЗА ххх» построена при помощи еврейского слова תַּ֣חַת «тахат» = «вместо», а у Иова эта конструкция построена при помощи еврейского слова בְּעַד «бехад» = «удалить прочь». Так что мне кажется здесь некая просьба именно коснуться тела Иова, типа «сними с него шкуру».
Но я пока не могу говорить окончательно.
Мне непонятно одно Как мог сатана как уже согрешивший — иметь доступ на небо рaзговаривать с Господом и не погибнуть от Его Славы?
Грех сатаны был совершен в присутствие Бога. Он был осеняющий херувим, находящийся рядом с престолом Бога. Грех человека был совершен в иной обстановке и в ином статусе, более низком чем херувим.
Однако разница в другом: ни сатана, ни человек не умерли моментально, потому что и ангелов и людей Господь желал спасти, давал им шанс. Но сатана — зачинщик, а люди — обольщенные жертвы сатаны.
Даже в земных конфликтах, когда какой-то бунтарь, зачинщик, создавший свою банду или группу, выдвигает свои требования государству, не всегда его уничтожают, но иногда идут на переговоры с ним. Этого требует тактика борьбы, рассчитанная на окончательную победу с минимальными потерями.
Бог имеет Свою тактику борьбы. Он мог бы в момент уничтожить сатану и затереть в памяти небожителей происшедший конфликт. Однако это не спасло бы от рецидива. На протяжении вечности было бы бесчисленное множество таких конфликтов, и им не было бы конца. Потому Бог применил иную тактику, которая будет иметь ограниченное действие и ограниченные потери.
Обычно я задаю вопрос: есть ли у кого желание просто так сунуть пальцы в розетку? Почему? Потому что мы научены своим или чужим опытом! Грех в вечности останется вот такой «розеткой», в которую никто не пожелает «засовывать пальцы», потому что все будут научены горьким опытом сатаны и землян. Именно для этой цели Бог допускал сатану на небо и даже вел с ним переговоры до поры, до Голгофы.
Уважаемый Василий Дмитриевич, с разбором последнего урока у нас возник вопрос в понимании «сынов Божиих» в Иова 1:6. В немецком переводе братья сказали, что в этом месте стоит слово » Ангелы» . У нас было понимание, что на небе было совещание представителей других миров, а сатана пришел, как представитель Земли. Какое мнение по этому тексту имеете Вы?
Заранее благодарю.
Сестра Леся.
Я не проверял немецкий перевод. На каждом языке может быть несколько переводов Библии, а на немецком точно есть как минимум три перевода Библии, которые я знаю — Перевод Лютера, Эльберфельд и Шляхтер. Причем, насколько я знаю, есть обновленная редакция перевода Лютера от 1984 года со значительными изменениями в тексте. Так что можно говорить о четырех переводах. В каком из них что написано — не знаю. Да это и не так важно, потому что есть возможность проверить оригинал.
А суть в том, что в еврейском оригинале стоит «беней ха Элохим» = «сыны Бога», а в греческой Септуагинте — «аггелой тоу Теоу» = ангелы Бога». То есть, первыми интерпретировали «сынов Божьих» как ангелов переводчики Септуагинты еще за две сотни лет до нашей эры. Ну а переводчики Библии на свои языки уже решали, с какого текста переводить — с еврейского или греческого. Иногда это зависело от наличия оригинальных текстов, но чаще всего от лингвистических способностей переводчиков.
Но главный вопрос в том: почему я утверждаю, что «сынами Божьими» были представители других населенных миров?
На это у меня есть несколько причин:
— об ангелах в Писании сказано, что они всегда видят лицо Божье, потому что они — служебные духи. То есть, Бог не имел нужды собирать особую встречу для ангелов.
— в первой речи Господа к Иову при упоминании творения земли говорится как о сынах Божьих, так и об утренних звездах, которые радовались. В другом месте, где говорится о восстании сатаны, упоминается о том, что хвост дракона увлек третью часть звезд, и мы понимаем, что это именно ангелы, которые описываются в Писании как не сохранившие своего достоинства или ангелы сатаны. Есть и другие тексты в Писании, которые проводят параллель между ангелами и звездами. Потому что звезды в речи Господа — это не сыны Божьи, потому сыны Божьи не могут быть ангелами.
— хотя сатана был ангелом и пришел вместе с сынами Божьими на встречу с Богом, но по диалогу видно, что он пришел именно как правитель земли вместо Адама. На это указывают его слова, что он обошел землю. Это приводит нас к мысли, что сыны Божьи в данном случае — это правители других населенных миров.
— утверждение, что сыны Божьи — это ангелы, приводит некоторых толкователей Библии к тому, что при описании грехов допотопного мира, где сыны Божьи входили к дочерям человеческим, там описана именно связь женщин с ангелами. Однако это не возможно по причине того, что ангелы — бесполые существа. Но логически более верное толкование того текста — сыны Божьи — это праведные потомки Сифа, а дочери человеческие — это потомки Каина.
Вот такая моя логика. Мог бы привести конкретные тексты из Писания, но это требует немного больше времени.
Не надо следить за зверем? Но разве Иисус не сказал: когда увидите всё сие исполняющимся, знайте, что близко, при дверях»? И,если не будем наблюдать за признаками конца, не может ли случиться так, что мы впадём в спячку? Но это было бы неправильно.
Иисус говорил обо всех событиях, которые исполняются вокруг, и которые мы просто не можем не заметить. Это и те эпидемии гриппа, которые с каждым годом становятся всё коварнее. Это и ураганы, которые посещают ту же америку с каждым годом, это и законы против свободы совести, как в россии закон яровой. Это и действия ватикана и америки в том числе в их стремлении к мировому господству.
Но точно так же, как в наблюдении этих событий христианин не призван знать все детали и вычислять движение всех ураганов или распространение всех эпидемий, точно так же, как нам не нужно вести учет всех войн и военных слухов, пусть даже и только совершенных америкой на пути к мировому господству, точно так же от нас и не требуется СЛЕДИТЬ за зверем. Нам достаточно просто слышать, что происходит вокруг нас и делать соответствующие выводы для себя.
Здравствуйте, Василий. Недавно прочитала о ещё одной причине незаслуженного страдания верующего человека. Если бы Бог стал ограждать каждое Свое дитя от болезней, трагедий и пр., то тогда те, кто оказался бы снаружи стен Нового Иерусалима, смогли обвинить Бога: почему Ты послал мне такие трагедии и испытания, болезни, что я не удержался и согрешил, а тех кто внутри Ты избавил от подобных бед? Вот, теперь они спасены, а я нет.Тогда Бог бы сказал: вот,посмотри, у них были в жизни такие же проблемы, но они выдержали, устояли..
Прочитал ваше изучении книги Иова «Откровение из бури» про Илиуйя и не согласен с Вашими выводами. Илиуй говорил верно про Бога, он указал Иову в каких рассуждениях он был неправ и слова Илиуйя стали предтечей слов Бога. Здесь раскрыта вся сила Бога и мудрость Его предвестников. Оттого Бог и не сказал Иову молится за Илиуяй, что он не согрешил в своих рассуждениях, а не от того (как вы пишите) что Илиуй убежал (как можно добавлять то чего не написано?)
Денис, благодарю Вас за Ваше мнение. Я с ним не согласен, как и половина других толкователей Иова. Хотя на Вашей стороне вторая половина толкователей Иова ))). На то мы и разные люди, чтобы не во всём соглашаться друг с другом.
Бог дал Иову удивительный ответ особенно 38:1- 15… Постораюсь очень кратко. Кто сей омрачающий Провидение словами без смысла- этот вопрос задан Иову о Елиуе, именно его слова без смысла при детальном рассмотрении. Ст. 3 Бог какбы встряхивает Иова , делает его способным слушать и принимать Его слова. Бог отвечает вопросами. Когда Он спрашивает, человеку все становится ясно. (Как Адаму в Эдеме) Где был ты , когда Я полагал основания земли? Основания планеты?не только. Но основания жизни на земле- земля и все ,что на ней. Это основание есть Христос, и никто не может положить другого основания, кроме положенного. причем при сотворении. Ты жертвы не захотел, но тело приготовил Мне.И приготовил именно при сотворении ,к седьмому дню Бог совершил ВСЕ Свои дела. Далее Он содержит все Словом Своим, но уже не творит. И нас также сотворил в основании земли. Человек из праха взят и в прах отходит.невозможно чтото взять из праха, если там этого нет. Иов это понял. Он избрал нас во Христе при сотворении мираЗатем Бог говорит о зарождении греха, — тема верви, отвеса, трости для измерения . И опять оХристе. Основания утверждены на жертве(агнец, закланный от начала мира), на краеугольном камне, который также есть Христос. Ст. 8-11 — огрехе на земле. Великая борьба переместилась на землю при грехопадении человека. Ст. 12-15 о победе Христа. Христос, как утренняя звезда, получив приказание Отца и как заря, заняв указанное Ему Отцом место, охватил края земли, чтобы стряхнуть с нее нечестивых, и человек ,как глина под печатью, меняется под действием этой жертвы, принимая одежды праведности. Далее Бог говорит о борьбе на земле.(до конца Своей речи). Бегемот, левиафан- собирательный образ- с одной стороны восставшая природа, звери против человека( вражда заменила гармонию), с другой сатана, восставший против Бога. Клади на него руку твою, и помни о борьбе: впредь не будешь. Христос, победив, дарует нам Свою победу. Но Он не только дарит победу, но и Свою жизнь, . Мы также принимаем Его страдания, Его смерть, Его воскресение. Мы с Ним и в Нем навечно. Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Он прибежище мое, и защита моя , Он Бог мой ,на которого я уповаю, ибо я часть Иисуса. Я радуюсь в Его любви. Эта книга утвердила меня в надежде
Брат Василий, с днем Господним!
Перечитываю книгу Иова. В памяти моей всплывают воспоминания о «Откровение из бури». Не имея под рукой книгу и надеясь на скорый ваш ответ, у меня вопрос(простите, если я Вас отвлекаю от более важных дел), мне помнится, что в книге вы упоминали подсчет лет страданий Иова. Не напомните, сколько же лет он вел монолог с Богом? На сколько лет растянулись его страдания? Заранее спасибо большое!
Я сейчас точно не помню. Не уверен, что это у меня записано в книге — скорее всего это в видеозаписях по Иову — то ли в московской лекции, то-ли в уроках СШ по Иову.
Я мог считать, что это было от нескольких недель до максимум нескольких месяцев. Во-первых, весть о событии должна дойти до друзей — они могли жить неподалеку, но могли и в месяце ходьбы. Затем они должны были сговориться между собой — опять таки, от нескольких дней, если не далеко, до пары месяцев, если далеко. Затем они сошлись вместе, скорее всего неподалеку от места Иова — это ещё максимум месяц, минимум пару дней. Итого я даю максимум четыре месяца до прихода друзей к Иову, хотя это могло быть уже через пару недель. Затем они семь дней молчат и восемь речей говорят — на каждую речь максимум по одному дню. Затем Елиуй — один день и Господь — два дня. Итого максимум две недели. Последняя глава не в счёт — она дает отчет о рождении десятерых детей, это уже лет двадцать.
Итого я могу предположить от полутора месяцев до полугода — это реалистичные сроки. Хотя и в один месяц всё могло вложиться.
Могло быть значительное время между первым горем и вторым горем — но вряд ли больше чем пару месяцев. Иначе не вижу смысла в визите друзей только после болезни, а не после первых потерь.
В любом случае, всё это не могло вместиться в меньше чем месяц и в больше чем год, имею в виду от первого несчастья до покаяния друзей.
зачем вам это знать скажите пожалуйста как этот вопрос может повлиять на что-то